• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > «Слуги народа» в поэме «Мертвые души»

 

«Слуги народа» в поэме «Мертвые души»

Произведение Н. В. Гоголя » Мертвые души «, по мнению Герцена, удивительная книга, Горький упрек современной Руси, но не безнадежный». Являясь поэмой, оно было призвано воспеть Русь в ее глубинных народных основах. Но преобладают все же в нем сатирические обличительные картины современной автору действительности.

Как и в комедии » Ревизор «, в «Мертвых душах» Гоголь использует прием типизации. Действие поэмы разворачивается в губернском городе NN. который является собирательным образом. Автор замечает, что «он никак не уступал другим губернским городам».

Это дает возможность воспроизвести полную картину нравов всей страны. Главный герой поэмы Чичиков обращает внимание на типичные «дома в один, два и полтора этажа, с вечным мезонином», на «почти смытые дождем вывески», на чаще других встречающуюся надпись «Питейный дом».

На первый взгляд кажется, что атмосфера жизни города несколько отлична от сонного, безмятежного и застывшего духа помещичьего быта. Постоянные балы, обеды, завтраки, закуски и даже поездки в присутственные места создают образ, исполненный энергии и страстей, суеты и хлопот. Но при ближайшем рассмотрении выявляется, что все это призрачно, бессмысленно, ненужно, что представители верхушки городского общества безлики, духовно мертвы, а их существование бесцельно. «Визитной карточкой» города становится пошлый франт, встретившийся Чичикову при въезде в город: «…встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах, весьма узких и коротких, во фраке с покушеньями на моду, из-под которого была видна манишка, застегнутая тульскою булавкою с бронзовым пистолетом».

Этот случайный персонаж является олицетворением вкусов губернского общества.

Жизнь города всецело зависит от многочисленных чиновников. Автор рисует выразительный портрет административной власти в России. Словно подчеркивая бесполезность и безликость чиновников города, он дает им очень краткие характеристики. О губернаторе сказано, что он «был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну…; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал по тюлю».

О прокуроре известно, что он был обладателем «весьма черных густых бровей и несколько подмигивающего левого глаза». О почтмейстере замечено, что он был человек «низенький», но «остряк и философ».

Все чиновники имеют низкий уровень образованности. Гоголь с иронией называет их «людьми более или менее просвещенными», потому что «кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал…» Таковы и губернские помещики. Те и другие связаны между собой почти родственными связями.

Автор показывает в размышлении о «толстых и тонких», как постепенно государственные люди, «заслужив всеобщее уважение, оставляют службу… и делаются славными помещиками, славными русскими барами, хлебосолами, и живут и хорошо живут». Это отступление является злой сатирой на чиновников-грабителей и на «хлебосольных» русских бар, ведущих праздное существование, бесцельно коптящих небо.

Чиновники — это своего рода вершители судеб жителей губернского города. От них зависит решение любого, даже маленького вопроса. Ни одно дело не рассматривалось без взяток. Взяточничество, казнокрадство и грабеж населения явления постоянные и повсеместные.

Полицмейстеру стоило только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда, как на его столе появлялись «белуга, осетры, семга, икра паюсная, икра свежепросольная, селедки, севрюжки, сыры, копченые языки и балыки, — это все было со стороны рыбного ряда».

«Слуги народа» поистине единодушны в своем стремлении широко пожить за счет сумм «нежно любимого ими Отечества». Они одинаково безответственно относятся к своим прямым обязанностям. Это особенно ярко показано при оформлении Чичиковым купчих на крепостных крестьян.

В свидетели Собакевич предлагает пригласить прокурора, который, «наверняка, сидит дома, так как за него все делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире», и инспектора врачебной управы, а также Тру-хачевского и Белушкина. По меткому замечанию Собакевича, «они все даром бременят землю!» Кроме того, характерно замечание автора, что председатель по желанию Чичикова «мог продлить и укоротить… присутствие, подобно древнему Зевсу».

Центральное место в характеристике чиновничьего мира занимает эпизод смерти прокурора. Всего лишь в нескольких строчках Гоголю удалось выразить всю пустоту жизни этих людей. Никто не знает, зачем жил и зачем умер прокурор, так как не понимает, зачем живет и он сам, каково его назначение.

При описании жизни губернского города автор особое внимание уделяет женской партии. Прежде всего это жены чиновников. Они так же обезличены, как и их мужья. Чичиков замечает на балу не людей, а огромное количество роскошных платьев, лент, перьев.

Автор отдает должное вкусу губернских дам: «Это не губерния, это столица, это сам Париж!», но одновременно он разоблачает их подражательскую сущность, замечая местами «не виданный землею чепец» или «чуть ли не павлинов перо». «Но уж без этого нельзя, таково свойство губернского города: где-нибудь уж он непременно оборвется». Благородной особенностью губернских дам является их умение выражаться с «необыкновенной осторожностью и приличием». Речь их изящна и витиевата.

Как замечает Гоголь, «чтоб еще более облагородить русский язык, половина почти слов была вовсе выброшена из разговора».

Жизнь чиновничьих жен праздна, но они сами деятельны, поэтому сплетни по городу распространяются с поразительной быстротой и приобретают ужасающий облик. Из-за дамских толков Чичиков был признан миллионщиком. Но как только он перестал удостаивать женское общество вниманием, поглощенный лицезрением губернаторской дочки, герою приписали и замысел похищения предмета созерцания и множество других страшных преступлений.

Дамы города имеют огромное влияние на своих мужей-чиновников и не только заставляют их поверить в невероятные сплетни, но и способны настроить друг против друга. «Дуэли, конечно, между ними не происходили, потому что все были гражданские чиновники, но зато один другому старался напакостить, где было можно…»

Все гоголевские герои мечтают достичь некоего идеала жизни, который для большинства представителей губернского общества видится в образе столицы, блистательного Петербурга. Создавая собирательный образ русского города 30-40-х годов XIX века, автор совмещает черты провинции и характерные особенности столичной жизни. Так, упоминание о Петербурге встречается в каждой главе поэмы.

Очень четко, без прикрас этот образ обозначился в «Повести о капитане Копейкине». Гоголь с поразительной откровенностью замечает, что в этом городе, чинном, чопорном, утопающем в роскоши, совершенно невозможно жить маленькому человеку, такому как капитан Копейкин.

Писатель говорит в «Повести…» о холодном равнодушии сильных мира сего к бедам несчастного инвалида, участника Отечественной войны 1812 года. Так в поэме возникает тема противопоставления государственных интересов и интересов простого человека.

Гоголь искренне негодует против царящей в России социальной несправедливости, облекая свое возмущение в сатирические формы. В поэме он использует «ситуацию заблуждения».

Это помогает ему раскрыть те или иные стороны жизни губернского города. Автор ставит всех чиновников перед одним фактом и выявляет все «грешки» и преступления каждого: произвол на службе, беззаконие полицейских, праздное времяпрепровождение и многое другое. Все это органично вплетается в общую характеристику города NN. а также подчеркивает его собирательность.

Ведь все эти пороки были свойственны современной Гоголю России. В «Мертвых душах» писатель воссоздал реальную картину русской жизни 30-40-х годов XIX столетия, и в этом его величайшая заслуга.



«Слуги народа» в поэме «Мертвые души»

Другие сочинения по теме:

  1. ТЕМА РОДИНЫ И НАРОДА В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Работу над поэмой «Мертвые души» Н. В. Гоголь начал в 1835 году. Сюжет был подсказан Пушкиным. Первоначальное желание Гоголя «…...
  2. «До чего же Россия грустна…» по поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя В поэме Гоголь раскрывает множество болезней русского общества. Одним из главных нравственных и социальных недугов, по его мнению, являлось крепостное...
  3. Образы чиновников в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» В «Мертвых душах» тема крепостничества сплетается с темой бюрократии, чиновничьего произвола и беззакония. Блюстители порядка в поэме во многом родственны...
  4. Гоголевский «смех сквозь слезы»; в поэме «Мертвые души»; Мертвые души Гоголь Н. В Существует знаменитое высказывание, относящееся к творчеству Гоголя: «смех сквозь слезы». Гоголевский смехЕ Почему он никогда не бывает беззаботным? Почему даже...
  5. Мертвые и живые души в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Счастлив писатель, который мимо Характеров скучных, противных, Поражающих печальною своею Действительностью, приближается к Характерам, являющим высокое Достоинство человека. Н. Гоголь....
  6. «Мертвые души» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» В своей поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголь стремился, прежде всего, показать Русь «с одного боку» — сатирически изобразить отрицательные...
  7. «Город N — Царство чиновников» в поэме Н. В. Гоголь «Мертвые души» Царство чиновников объято тем же мертвым сном, что и поместья. Толкуя о привычках городских жителей, Гоголь делает замечание, позволяющее отнести...
  8. «ВСЯ РУСЬ» В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Сюжет поэмы «Мертвые души» был, как известно, подсказан Гоголю Пушкиным. Он привлек писатели возможностью изъездить вместе со своим героем всю...
  9. Описание дворянства и помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души» После «Ревизора» Гоголь обратился к поместному дворянству и выставил напоказ этот неизвестный народ, державшийся за кулисами вдали от дорог и...
  10. Тема России и народа в романе «Мертвые души» Школьное сочинение вариант 1. Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму «Мертвые души» в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. После...
  11. Тема мертвой и живой души в поэме «Мертвые души» Существует расхожий штамп: главная струна творчества Гоголя — смех сквозь слезы. И смех, и слезы вызваны безобразным общественным устройством в...
  12. «Повесть о капитане Копейкине» (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души») Мертвые души Гоголь Н. В «Повесть о капитане Копейкине» (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души») Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя:...
  13. Души «мертвые» и «живые» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма «Мертвые души» — произведение загадочное и удивительное. Над созданием поэмы писатель работал на протяжении многих лет. Он посвятил ей...
  14. Мертвые души в поэме М. В. Гоголя Каждый художник стремится создать такую жемчужину, которая бы нашла достойное место в его творчестве. Венцом творчества Николая Васильевича Гоголя считается...
  15. Чичиков в поэме Н. Гоголя «Мертвые души Основная тема «Мертвых душ» Гоголя — тема о путях исторического развития России. Гоголь зорким взглядом художника подметил, что в русском...
  16. Образ Манилова в поэме «Мертвые души» Многие писатели первой половины XIX века особое место в своем творчестве отводили теме России. Как никто иной, они видели всю...
  17. Реалистическая повседневность в поэме «Мертвые души» Продолжая реалистическую традицию Пушкина, Гоголь в сатирическом плане вводит имена античных богов и героев. Так, самоуправный председатель палаты, который по...
  18. Помещики в поэме Н. Гоголя «Мертвые души «Мертвые души» автор назвал поэмой и подчеркнул этим значительность своего творения. Поэма — объемное лирико-эпическое произведение, отличающееся глубиной содержания и...
  19. Тема живых и мертвых душ в поэме Гоголя «Мертвые души» Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя «Мертвые души». Об этом мы можем судить уже по названию поэмы,...
  20. Роль детали в поэме «Мертвые души» При чтении «Мертвых душ» хочется порой воскликнуть, подобно многим гоголевским героям: «Черт знает что такое!» — и отложить книгу. Удивительные...
« Философская проблематика романа
Молодому колезі: як аналізують урок »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения