«Слушать и слышать ребенка»
Слушать и слышать ребенка… мир его глазами. Это не значит наблюдать за детьми как за объектом исследования и не значит искать способы их образования — это значит уважать их, и любить в их лице новое поколение, которое растет рядом с нами. Если бы еще знать насколько мы их слышим, насколько переворачиваем и приспосабливаем к собственному пониманию то, что слышим…
Мы ничего не можем навязать ребенку. Существует один хороший способ им в помощь: быть самим собой и говорить иногда, что и сами мы чего-то все-таки не знаем. Мы не можем утверждать, что строим им будущее — они делают это сами, иногда с нашей поддержкой, а иногда и просто с пониманием. Только в таких условиях у ребенка есть возможность выбора, а самое главное желание этот выбор делать и нести за него ответственность.
Мы отвечаем на их просьбы с автоматизмом, выработанным нашими социальными условиями, мы уступаем своим порывам, смене настроений, внешним воздействиям. Все мы делаем ошибки, но они менее болезненны, если возникают в результате любви, когда доверие и уважение друг другу создают условия для взаимопонимания. Тестируя внешний мир, ребенок не всегда может отличить свою фантазию от самой реальности, он спрашивает об этом у родителей, и если Мама начинает бояться вместе с ним, то и мир начинает казаться угрожающим, если маме страшно, значит там действительно страшно.
Ребенок опирается на нашу реальность, пока не сформирует свою собственную. Если он говорит, что в его шкафу живут страхи, призраки и прочие кошмары, то в его реальности, фантазийная она или нет, они действительно там живут. И нет смысла говорить, что это всего лишь твои страхи, а нужно попытаться услышать, о чем ребенок пытается сказать, расспросить и выслушать что там и почему. Ведь эти страхи — это послание нам, в своем роде выговор родителям, за то, что мы не услышали его раньше.
Призраки, часто, представляют собой повторение прошлого в настоящем, прошлого родителей в настоящем ребенка. Детских страхов мамы или папы, которые оживают вновь с появлением их собственного малыша. В реальном мире лошадь для нас остается всего лишь лошадью. Но в мире фантазии и Мифов ребенка у нее вырастают крылья, и она становится Пегасом, который может беспрепятственно доставить его в любую часть света. Ребенок иногда говорит: «мои родители не слышат меня, они даже не знают, что я собой представляю».
Отец оправдывается: «Откуда мне о нем знать? Ему больше нравится играть в мяч, чем быть с нами». Мама говорит, что он сердится по любому поводу и не имеет ни малейшего представления о чувствах ребенка.
Почему так происходит? Иногда мы соглашаемся с тем, что просто перестаем понимать ребенка. Дети перестают выражать свои чувства родителям, свои заботы, сомнения, желания. Возможно, до этого так сложились обстоятельства, что родители проигнорировали его в нужной ситуации, возможно, где-то отмахнулись из-за работы, кучи дел, да и вообще просто по усталости. Но ребенок пытался выразить свои чувства, мнение «здесь и сейчас» получая в ответ неприятие и не согласие, даже если родители старались вежливо выслушать.
С какого-то времени ребенок перестал жить в соответствии с ожиданием мамы и папы, с образом, который они сформировали, и возможно, поэтому они больше его не понимают. Иногда нам необходимо ясно сообщать ребенку свою позицию и в то же время понимать и уважать его как отдельную, неповторимую, имеющую свои права, достойную личность. Такое отношение будет помогать развитию способностей ребенка, чувства собственного достоинства, независимости и навыков общения.
Мы создаем условия способствующие познанию ребенком окружающего мира и преодолению трудностей. Очень полезно выделять маленьким детям время для «сердитых» занятий, в течение которого ребенок может говорить обо всем, что в этот день его рассердило, не встречая возражений, противоречий, объяснений, уточнений или комментарий со стороны родителей. Лучше всего такое занятие проводиться перед сном, и оно не оставляет у ребенка плохого настроения. Он, наконец, может донести до папы с мамы то, что важно в его понимании.
Ваши дети — это не вы сами, но бывает очень трудно признать, что ребенок самостоятельное создание, но очень зависящее от нас, от нашего настроения, от наших требований, от внутрисемейных отношений, от всего, что мы ему сообщаем вербально или не вербально, искренне и не очень. Каждый из нас ясно помнит, что значит быть ребенком. У каждого были затаенные чувства и представления, о которых мы никогда и никому не рассказывали.
Мы знали многое, интересовались жизнью, философствовали о том, что представляли, фантазировали и искренне верили в это. И никто по настоящему не знал нас с той стороны. Мы думали о смерти и испытывали трепет оттого, что жизнь существовала до нашего рождения. Нам было интересно, что за семьи живут в вечерних окнах домов.
Мы испытывали чувства из глубины души, о которых сложно было говорить, порой мы даже не знали, как это называется. Каждый миг, каждое впечатление было самым важным в момент его переживания. Окружающих взрослых всегда что-то беспокоит деньги, безопасность, еда и, наверное, это правильно, но для ребенка важно то какие чувства переживает он и его папа с мамой, пускай порой это не логично и даже глупо. Развивая способность вслушиваться в воспоминания детства, общение со своим ребенком, дает нам возможность понимать его так, что бы он откликался нам в ответ. Нужно научиться с одной стороны, слушает ребенка и помогать высказать все то непроговоренное, что живет в нем с первых лет жизни, возвращаясь вместе с ним в его прошлое, помогая понять внутренние конфликты и противоречия, понять страхи и тревожные переживания.
Проживать вместе с ним его обиду и боль тем самым, укрепляя его Я. С другой стороны, мы готовим ребенка к будущему, к будущей самореализации, поддерживая, поощряя и укрепляя внутренний потенциал. Умение вернуться к «ребенку в нас», по истине бесценное качество. Так происходит, когда мы оживляем свои счастливые детские воспоминания и забавные фантазии или наблюдаем за детьми, играющими в парке, на пляже, на площадке или в школьном дворе.
Мы умеем слушать то, что говорит нам ребенок, порой нужно просто выделить время, ведь для чего тогда все…
«Слушать и слышать ребенка»