«Смерти» анализ стихотворения Фета
Отношение человека к смерти — один из важнейших вопросов философии. «Что будет после смерти?» — таким вопросом рано или поздно задаются все, но никто не может ответить определенно, потому что никто еще ОТТУДА не возвращался. Однако тема смерти волновала и по-прежнему волнует многих писателей и поэтов. Еще в XVII веке Испанский драматург Педро Кальдерон названием своей самой известной пьесы утверждал: «Жизнь есть сон».
Многие религии сопоставляют смерть с переходом из одного состояния в другое: например, знаменитая реинкарнация, т. е. переселение душ. В любом случае, большинство задумывается о смерти, подойдя к определенному возрастному порогу.
Афанасий Фет в своем стихотворении «Смерти» обратился к этому вопросу уже будучи довольно зрелым человеком. После того как в 1873 году поэт вернул свою отцовскую дворянскую фамилию , стихотворения Афанасия Афанасьевича становились все более философскими, в них присутствовал метафизический идеализм. Поэт писал о слиянии человека и Вселенной, о высшей реальности, о вечности и смерти.
Анализ стихотворения «Смерти», написанного в 1884 году, как раз и представляет обращение к вечным вопросам бытия.
Само название стихотворения — «Смерти» — указывает на адресата — того, к кому обращено произведение. Обычно добавляется предлог «к» . В данном случае автор обращается к смерти, к той самой, с косой.
И сразу поражает, с каким спокойствием рассуждает герой о возможности принятия смерти: он встречает ее без страха и сравнивает с «ночью безрассветною» и «вечною постелью». И если второе сопоставление, по крайней мере, дает надежду на вечный отдых в «постели», то надвигающаяся вечная ночь у любого живущего человека должна вызвать опасение. Однако герой хладнокровно заявляет, что ему знакомо чувство смерти, так как он «обмирал не раз», и считает, что это «мукам всем конец».
Дальнейшая развитие лирического сюжета воспринимается как скрытый поединок человека со смертью. Первый удар наносит смерть:
Пусть головы моей рука твоя коснется И ты сотрешь меня со списка бытия…
Но герой находит силы противостоять этому удару, что выражено даже через противопоставление в самом тексте:
Но пред моим судом, покуда сердце бьется, Мы силы равные, и торжествую я.
Таким образом, первый поединок он не просто выдерживает, но даже выигрывает, заявляя, что именно герой осуществляет судейство в этом поединке, ведь сердце его еще бьется, а значит, они равны. Более того, герой даже торжествует, так как смерть пока не может взять верх.
Второй раунд поединка уверяет читателя в безоговорочном поражении смерти. Она превращается в «тень у ног моих, безличный призрак». А в довершение автор называет ее «игрушка шаткая тоскующей мечты».
Здесь, очевидно, нужно вспомнить о том, что в роду Шеншиных были сумасшедшие. Два его брата, будучи совсем взрослыми, потеряли рассудок. Мать Афанасия в конце жизни тоже страдала безумием и умоляла лишить ее жизни. Достоверно известно, что Фет тоже боялся безумия и думал о смерти как о возможности избавиться от мучений.
Отсюда и «тоскующая мечта», «мысль моя».
Существует версия, что смерть Фета не была случайной. В статье Б. А. Садовского «Кончина А. А. Фета» со ссылкой на воспоминания личного секретаря Фета Е. В. Кудрявцевой говорилось о том, что в день смерти 21 ноября 1892 года Фет якобы пытался покончить жизнь самоубийством. Впоследствии эта информация была опровергнута записками самой Екатерины Владимировны, и теперь официальной причиной смерти Афанасия Афанасьевича считается сердечный приступ. В любом случае эта тайна не оставляет в покое исследователей творчества поэта.
Может быть, стихотворение «Смерти» даст окончательный ответ?
«Смерти» анализ стихотворения Фета