Смысл названия и проблематика одного из произведений И. А. Бунина
Как известно, название произведения несет большую смысловую и символическую нагрузку. Часто оно содержит в себе не только тему, но и главную идею или конфликт. Эта характерная черта относится и к творчеству И. А. Бунина. В сборнике «Темные аллеи» многие его рассказы озаглавлены, исходя именно из такого критерия: «Темные аллеи» , «Смарагд» . И таких примеров множество.
Одним из самых интересных и таинственных в указанном сборнике является рассказ «Легкое дыхание». Это трагическая история Оли Мещерской, которая погибает от рук своего любовника. А если обратиться к проблематике всего цикла «Темные аллеи», то станет ясно, что трагический мотив является здесь сквозным. Еще в поэзии 1910-х годов Бунин раскрыл трепетные переживания: ожидание счастья, пробуждение души. В русском фольклоре, в мифах других народов увидел он созвучное себе преклонение перед красотой.
Но, пожалуй, самым близким автору стал мотив утраты молодого чистого чувства. Дума о нем отлилась во множестве просветленно-печальных стихотворений этих лет: Нам тогда — тебе шестнадцать было, Мне семнадцать лет, Но ты помнишь, как ты отворила Дверь на лунный свет? Потому высокой нотой прозрения звучат строки и воспоминания о давно покинувшей земной мир возлюбленной. Ситуация по-иному была истолкована в прозе Бунина.
Взыскательный взгляд обращен здесь к истокам преждевременной гибели юного существа. В результате появилась подлинная жемчужина творчества писателя — рассказ «Легкое дыхание». Повествование, лаконичное и многозначное, построено на обилии событийных, психологических контрастов, которые воспринимаются как важный элемент авторской концепции.
С первых строк складывается двойственное ощущение: кладбище, голые деревья, холодный ветер, намогильный крест с венком и — фотографический портрет гимназистки, «с поразительно живыми глазами». Смерть и жизнь, печаль и радость есть символы судьбы Оли Мещерской. Противоречивые впечатления накапливаются и дальше: гимназическая слава Оли и толки о ее ветрености; беззаботность, счастье и заключительная фраза — «совсем сошла с ума от веселья». Всюду оттеняется разрыв между кажущимся и действительным, вплоть до заключительных моментов жизни девушки.
Детское поведение гимназистки на перемене и ее признание в том, что она женщина; спокойная беседа в кабинете начальницы, а затем краткое сообщение: «А через месяц казачий офицер некрасивый и плебейского вида застрелил ее на платформе». Внимание постоянно направлено к каким-то потаенным, греховным пружинам Олиного поведения. Вдруг открывается ее тайная связь то с офицером, то с пятидесятишестилетним Малютиным.
Тем не менее, до конца рассказа сохранено удивительное дыхание красоты «бессмертно сияющие чистым взглядом глаза». В самой трактовке образа есть двойственность оценок, что и вызвало спорные суждения о произведении. Понять его помогает сам Бунин, сказавший о рассказе: «Мы называем это утробностью, а я назвал легким дыханием.
Такая наивность и легкость во всем, и в дерзости, и в смерти, и есть легкое дыхание, недумание». Снова это слово — «недумание». Почти все герои Бунина не умеют, не обучены или не хотят думать. «Легкое дыхание» развивает коренную и трагичную для Бунина тему.
Оля повторяет: «Я не понимаю, как могло это случиться», «я никогда не думала, что я такая». В рассказе постоянно присутствует мотив стихийного движения, стремительные, неосознанные перемены — импульсивность поступка: «Я совсем сошла с ума». В душе Мещерской нет ни осмысленного порока, ни боли раскаяния, ни чувства мести. Но такое положение страшно: гибнет создание, не уразумевшее опасности своего положения.
В чем всемерно помогает девушке ее равнодушное, тоже немыслящее окружение. Однако рассказ не исчерпывается этим горьким смехом. Все произошедшее не коснулось «легкого дыхания» героини — ее жажда какой-то особенной, прекрасной судьбы осталась немеркнущей.
Олино внутреннее горение неподдельно и могло бы вылиться в большое чувство. Автор сохраняет эти потенциальные возможности. Они не могут исчезнуть как вечное влечение к счастью, совершенству. Прерывая объективное, хотя и предельно экспрессивное повествование, писатель завершает его своими словами о желанном для себя и необходимом для нас идеальном исходе: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире…» Образ «легкого дыхания» приобретает самостоятельность, не иссякающее со смертью героини значение.
Образ любви в творчестве Бунина — это особый синтез духа и плоти. Дух, по Бунину, невозможно постичь, не познав плоти. Иван Алексеевич отстаивал в своих произведениях чистое отношение к плотскому и телесному.
Его любовь — это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.
Смысл названия и проблематика одного из произведений И. А. Бунина