Смысл названия и проблематика романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»
Излюбленное место действия в тургеневских произведениях — «дворянские гнезда» с царящей в них атмосферой возвышенных переживаний. Их судьба волнует Тургенева, и один из своих романов, который называется «Дворянское гнездо», проникнут чувством тревоги за их судьбу. Этот роман пропитан сознанием того, что «дворянские гнезда» вырождаются. Критически освещает Тургенев дворянские родословные Лаврецких и Калитиных, видя в них летопись крепостнического произвола, причудливую смесь «барства дикого» и аристократического преклонения перед Западной Европой. Тургенев очень точно показывает смену поколений в роде Лаврецких, их связи с различными периодами исторического развития.
Жестокий и дикий самодур-помещик, прадед Лаврецкого ; его дед, который однажды «перепорол всю деревню», безалаберный и хлебосольный «степной барин», полный ненависти к Вольтеру и «изуверу» Дидероту, — это типичные представители русского «барства дикого». Сменяют их приобщившиеся к культуре то претензии на «французскость», то англоманство, которые мы видим в образах легкомысленной старой княжны Кубенской, в весьма преклонном возрасте вышедшей замуж за молодого француза, и отца героя — Ивана Петровича. Начав с увлечения «Декларацией прав человека» и Дидро, он кончил молебнами и баней. «Вольнодумец — начал ходить в церковь и заказывать молебны; европеец — стал париться и обедать в два часа, ложиться в девять, засыпать под болтовню дворецкого; государственный человек — сжег все свои планы, всю переписку, трепетал перед губернатором и егозил перед исправником».
Такова была история одного из родов русского дворянства. Также дано представление о семействе Калитиных, где родителям нет никакого дела до детей, лишь бы были накормлены и одеты. Вся эта картина дополняется фигурами сплетника и шута — старого чиновника Гедеоновского, лихого отставного штаб-ротмистра и известного игрока — отца Панигина, любителя казенных денег — отставного генерала Коробьина, будущего тестя Лаврецкого, и т. п. Рассказывая историю семей персонажей романа, Тургенев создает картину весьма далекую от идиллического изображения «дворянских гнезд». Он показывает разношерстную Россию, люди которой «ударяются во все тяжкие»: от полного курса на запад до буквально дремучего прозябания в своем имении. А все «гнезда», которые для Тургенева были оплотом страны, местом, где концентрировалась и развивалась ее мощь, претерпевают процесс распада, разрушения.
Описывая предков Лаврецкого устами народа , автор показывает, что история «дворянских гнезд» омыта слезами многих их жертв. Одна из них — мать Лаврецкого — простая крепостная девушка, оказавшаяся, на свое несчастье, настолько красивой, что привлекла внимание барича, который, женившись из желания досадить отцу, отправился в Петербург, где увлекся другой. А бедная Малаша, не перенеся еще и того, что у нее, в целях воспитания, отняли сына, «безропотно, в несколько дней угасла.
Тема «безответности» крепостного крестьянства сопровождает все повествование Тургенева о прошлом рода Лаврецких. Образ злой и властной тетки Лаврецкого Глафиры Петровны дополняют образы постаревшего на барской службе дряхлого лакея Антона и старухи Апраксеи. Эти образы неотделимы от «дворянских гнезд». Помимо крестьянской и дворянской линий автор еще разрабатывает линию любовную. В борьбе между долгом и личным счастьем перевес оказывается на стороне долга, которому любовь не в силах противостоять.
Крах иллюзий героя, невозможность для него личного счастья являются как бы отражением того социального краха, который пережило дворянство в эти годы. «Гнездо» — это дом, символ семьи, где не прерывается связь поколений. В романе Тургенева нарушена эта связь, что символизирует разрушение, отмирание родовых поместий под влиянием крепостного права. Итог этого мы можем видеть, например, в стихотворении Н. А. Некрасова «Забытая деревня».
Но Тургенев надеется, что не все еще потеряно, и обращается в романе, прощаясь с прошлым, к новому поколению, в котором он видит будущее России.
Смысл названия и проблематика романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»