Смысл названия романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»
Роман Тургенева «Дворянское гнездо» возбудил большой интерес в литературных и журнальных кругах. Его отличает гармоничное сочетание драмы, лирики и эпоса. Тургеневское объяснение духовного богатства героя связано с национальным богатством народной жизни.
В романе Тургенева нашли отражение вся умственная жизнь послепушкинской эпохи, борьба славянофилов и западников. Писатель пытается раскрыть духовную драму интеллигенции XIX века. Так, в 25 главе произведения дается сцена идеологического спора Лаврецкого и Михалевича. Вместо ответа на вопрос Лаврецкого о том, что делать, как должна развиваться Россия, Михалевич уходит в область отвлеченных идеалистических рассуждений. На протяжении целых десяти глав Тургенев широко развернул предысторию своего героя, изобразил целый мир прошлой дворянской жизни с ее социальными порядками и нравами.
Биография Федора Лаврецкого становится историей его рода. Неслучайно Тургенев отказался от первоначального названия произведения — «Лиза» — и предпочел название «Дворянское гнездо» как более подходящее, по его мнению. Крепостнический порядок жизни с его дикими, самодурными нравами определил детскую судьбу Лаврецкого.
Его насильственно оторвали от матери, Маланьи Сергеевны, бывшей крестьянки, «безответной, постоянно смущенной и запуганной». Он догадывался о ее печальной участи, смутно понимал ее положение в доме, и… полюбил ее страстно. Уже мальчиком Лаврецкий почувствовал одиночество в родном поместном дворянском кругу. Дедушка считал его дурачком, а тетка — «настоящим мужиком».
Плебейское происхождение с раннего детства выделяет Лаврецкого из родной среды и объясняет, по мысли писателя, духовное богатство его личности. Вскоре последовал деспотизм отца-англомана, окончательно лишивший Федю свободного проявления его духовного «я». Система домашнего дворянского воспитания, на досуге придуманная его отцом, поставила Федора Ивановича в ложное положение, лишив его знания потребностей реальной жизни. Эта система, заключает автор, «сбила с толку мальчика, поселила путаницу в его голове, притиснула ее».
Лаврецкий оказывается «вывихнутым», что и сказалось в истории его жизненных неудач. Женитьба на Варваре Павловне явилась той безобразной ошибкой, которую он совершил по незнанию жизни. Ради призрака личного счастья, обернувшегося пошлостью и позором, он пожертвовал и университетскими занятиями, и светлой мечтой о полезной деятельности, на много лет оставил родину. Любовь к Лизе стала возможной только для духовно созревшего Лаврецкого. Биографическое отступление о предках героя имеет огромное значение для раскрытия его характера.
Федор Иванович рано заметил «разладицу между словами и делами отца, между его широкими либеральными теориями и черствым мелким деспотизмом». Навсегда запомнился ему образ кроткой, беззащитной матери, жертвы дикого крепостного строя жизни. По матери близкий к народу, Лаврецкий был наделен той моральной отзывчивостью, которая помогла ему пережить трагедию личного чувства и понять свою ответственность перед родиной. Это сознание образно выражается им как стремление пахать землю и стараться как можно лучше ее пахать.
Чуждый раздвоенности и рефлексии «лишнего человека», Лаврецкий зорко присматривался к проявлениям реальной общественной жизни и чутко улавливал направления народного развития. Кровно связанный с народной жизнью, Лаврецкий всеми своими мыслями и чувствами представляет демократическую культуру. Близкую связь с родиной герой остро ощущает в своих заграничных скитаниях. Лаврецкий — живой человек, прошедший множество сомнений, внутренних страданий.
Этим объясняется весь его душевный процесс, драма всех его отношений. Лаврецкий чувствует и думает в масштабах целой России, сосредоточенно размышляет над проблемами национального развития. Лиза Калитина и Федор Иванович, испытавшие на себе воздействие народной жизни, объединяются и противостоят Варваре Павловне и Паншину, жившим по законам дворянской среды. Роман «Дворянское гнездо» отличается эпической широтой, потому что писатель сознательно стремится к раскрытию неповторимого национального склада характера, психологического и эмоционального строя народа, поэтического содержания народной жизни, ее богатых возможностей развития.
Название романа имеет философско-аллегорическое звучание. Тема родового гнезда, отчего дома, «малой» и «большой» Родины имеет первостепенное значение и в литературе последующих поколений. Вклад Тургенева в разработку этой темы трудно переоценить.
Смысл названия романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»