Смысл названия романа «Отцы и дети»
Название произведения как ключ к его смыслу («Горе от ума», «Война и мир», «Преступление и наказание»). Всеобъемлющий, «формульный» характер названия. Особый характер антитезы, представленной в названиях произведений «Отцы и дети», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Волки и овцы» и др. Другие названия тургеневских произведений (по месту, где происходит действие, или главному действующему лицу): «Поездка в Полесье», «Дворянское гнездо», «Рудин», «Ася» и пр. Переход к символическому характеру названий («Накануне», «Дым», «Вешние воды» и др. ). Неосуществленный замысел романа «Два поколения». Первоначальный вариант названия рассказа Л. Н. Толстого «Два гусара» — «Отец и сын». Смысл слов, составляющих название. Контекст и значение их в романе.
Группировка персонажей по поколениям и мировоззрению. Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы как «отцы», Базаров и Аркадий как «Дети». Родители Базарова. Группировка женских персонажей романа. Можно ли распределить их по указанным выше группам? Почему нельзя?
Что является важным для характеристики женщины с точки зрения автора романа? Женщина для Тургенева скорее «равнодушная природа» и вечная красота, мировоззренческий уровень конфликта романа ей чужд. Почему Одинцова называет Аркадия и Катю «дети»? К старшему или младшему поколению следует отнести Фенечку? Схема «отцы и дети» в применении к отношениям помещиков и крестьян. Рассуждения мужика в разговоре с Базаровым («Вы наши отцы… «). Схема «отцы и дети» в свете итогового звучания конфликта (временное историческое, преходящее — и вечное, сущностное).
Николай Петрович, старики Базаровы, Аркадий, который становится отцом, и. одиночество, «горькая, терпкая, бобыльная жизнь» Павла Петровича и Базарова. «Общечеловеческий, вечный уровень конфликта» и трагическая участь героя с развитым личным самосознанием, предопределенная высшими законами бытия» (В. А. Недзвецкий). Смысл названия в свете мифа об Эдипе.
Смысл названия в свете православной традиции. Приводим отрывок из статьи А. П. Дмитриева «Отцы и дети» И. С. Тургенева глазами духовных критиков» (Литература в школе. 1996.№ 5), в котором говорится о разборе романа архимандритом Феодором (А. Н. Бухаревым): «Подробно останавливаясь на разных типах «детей» и «отцов», выведенных в романе, критик задается вопросом: где корень зла, почему сегодня представители разных поколений «стоят друг к другу именно такими своими сторонами, которые решительно расходятся, а не взаимно сродными сторонами»?
По мнению Бухарева, Тургенев «чутко и верно» указывает причину такого «внутреннего несогласия и борения» и одновременно выход из этих нравственных затруднений». Необходимо, «чтобы «отцы» сознательно сообразовались с высочайше первообразным для всякого отчества Отцом, все благоволение Которого — в Сыне, а «дети» — с верховно первообразным для всякого сыновства Сыном, в Котором вполне успокаивается дух Отеческий».
См. также замечание Э. И. Худошиной в статье «О богоборчестве Базарова» (Концепция и смысл. СПб., 1996. С. 269): «Образ отца, потерявшего единственного сына, протестующего и смирившегося, отсылает к многочисленным библейским сюжетам об отцах и детях, в том числе об отношениях с Богом Авраама и Исаака».
Смысл названия романа «Отцы и дети»