События и судьбы героев поэмы С. Есенина «Анна Снегина»
«Анна Снегина» — лирико-эпическая поэма С. Есенина. Она была начата поэтом в ноябре 1924 г., а завершена в январе 1925 г. Эту поэму можно назвать поэмой-воспоминанием. Нет, не детства — юности. Они живы в памяти — те «суровые, грозные годы». Деревня накануне революции — растревоженная, бурлящая.
Горящие взгляды мужиков: «Настает наше времечко!» И тут же — голубая дорожка, запах жасмина, белая накидка, мелькнувшая за палисадником. «Припомнил я девушку в белом». В «Анне Снегиной» изображены события и судьбы героев, относящиеся к 1917-1923 годам, раскрыты настроения крестьян, их отношение к буржуазной революции, Временному правительству, Октябрьской революции. В поэме деревня уже как раньше не представляется поэту единым сообществом тружеников, он видит в ней богатых и бедных, угнетателей и угнетенных. Как предвестие развернувшихся в стране событий звучат начальные строфы поэмы, в которых раскрыто вопиющее социальное неравенство крестьян двух деревень — Гадово и Криуши.
Богаты мы лесом и водою, Есть пастбища, есть поля. И по всему угодью Рассажены тополя. Мы в важные очень не лезем, Но все же нам счастье дано… В другой — нужда, бедность, голод: Житье у них было плохое — Почти вся деревня вскачь Пахала одной сохою На паре заезженных кляч.
Каких уж тут ждать обилий, — Была бы душа жива… Развертывая сюжетную линию поэмы, С. Есенин создает образ деревенского вожака — Прона Оглоблина, воплотившего в себе вековой гнев народа против притеснителей и мироедов, своего рода Пугачева. Поэту близки раздумья земляков, деятельность Прона Оглоблина, в которой он видит единственный путь устранения исторической несправедливости, утвердившихся в деревне порядков.
Вместе с земляками поэт приветствует Октябрьскую революцию. Мельник предстает перед нами как эдакий кряжистый, еще в силе старик. Обнимет — «заревет как медведь». Умеет ладить и с помещицами, и с крестьянами.
Расторопен — не по годам — в делах. Гостю принесет, позаботится о помещицах, оставшихся без земли и усадьбы, не поленится письмо послать давнишнему другу в Питер… В радости — подвижен, суетлив. В поэме мы не видим нерасчлененной крестьянской массы, нет идеализации пахаря.
Есенин увидел жадность возницы, готового обобрать гостя за пустячную услугу, оттенил гостеприимство и добродушие мельника, подчеркнул трусость и бахвальство брата Прона Оглоблина, Лабути. Но выделяя недостатки земляков, их грубость, невежество, бескультурье, в центр своего повествования поэт ставит пафос революционных настроений крестьян, справедливость их борьбы. Именно революционные события определили судьбы всех героев поэмы: Прона Оглоблина, Онегиных, Лабути, мельника и самого поэта. Также в свете революционных событий развивается и получает завершение другая линия сюжета: история любви лирического героя к Анне Снегиной.
Само заглавие поэмы не случайно. Оно ассоциируется у Есенина с метельной черемухой, с девушкой в белом, память о которой он сохранил с ранних юношеских лет, с ее нежной холодностью в отношении к нему. Прообразом Анны Снегиной является помещица Кашина, в которую в юности Есенин был влюблен. Юношеская любовь поэта к этой девушке была довольно глубокой. Несомненно, история этой любви сыграла свою роль в создании поэмы.
Анна — дочь помещицы, ставшая женою белогвардейца. Мать Анны — старая помещица — произносит в произведении всего несколько слов. За ними — самообладание, трезвость, сухость, жесткость. Рыдай — не рыдай, — не помогла… Теперь он холодный труп… — «утешает» она дочь, получившую весть о гибели мужа.
При встрече с Сергеем Анна говорит: Давненько я вас не видала, Теперь из ребяческих лет Я важная дама стала, — А вы — знаменитый поэт… Она и в самом деле внешне выглядит светской дамой. Белое платье, шаль, перчатки. Движенья изящны: «лебедя выгнув рукой», «тело ее тугое немного качнулось назад». Но ее социальные интересы разошлись с интересами поэта.
И когда революция поставила С. Есенина между Снегиными и крестьянами, он предпочел пойти с последними: криушане ему были намного ближе радовцев. Язык поэмы конкретен, выразителен, богат красками, историчен. Он впитал в себя и опыт классического творчества, и опыт речевого общения крестьян. Наиболее отчетливо особенности поэтической речи поэмы заметны в изображении картин природы, монологах и диалогах персонажей.
В создании картин природы в этом произведении Есенин достиг необычайной лаконичности, простоты и яркости. Природа поистине прекрасна, политая потом и кровью родная земля: и «равнинная тихая звень», деревенская даль под золотою порошею луны. Природа живая, трепещущая. В первоначальной свежести, с неповторимыми звуками, красками, запахами. Ее дыхание чувствуется во всей атмосфере поэмы.
Есенину чуждо бездумное умиление пейзажем, через него поэт как бы ощущает — каждый раз заново — свою связь с миром. Все безобразное чуждо гармонии природы, оскорбляет ее и потому не может не быть отвергнутым. Также поэт говорит, что прекрасна родная земля, ее вечно обновляющаяся природа, прекрасна целомудренная, в чистом сердце рожденная любовь, прекрасен человек, который борется за счастье людей, за свободу.
По свидетельству С. А. Толстой-Есениной, поэма «Анна Онегина» имела большой успех у ряда читателей, но литературной средой и критикой поэма была встречена равнодушно и даже отрицательно. На Есенина это произвело тяжелое впечатление.
События и судьбы героев поэмы С. Есенина «Анна Снегина»