Сочетание реализма и романтизма в прозе А. И. Куприна
Имя А. И. Куприна, несомненно, связано с реалистическим направлением в русской литературе начала 20 века. Этот художник честно и прямо говорил о насущных проблемах своего времени, затрагивал множество нравственно-этических и социальных вопросов, волновавших предреволюционное русское общество. Так, например, в повести «Поединок» Куприн рассказал об ужасающем положении русской армии, о нравственной деградации и моральном разложении офицерства, о полной бесправности солдат. В «Гранатовом браслете» писатель затрагивает проблему духовного обнищания русского дворянства, неспособного на искренние человеческие эмоции.
Повесть Куприна «Олеся» обнажает проблемы внутреннего развития личности, влияния общества и семьи на характер и судьбу человека и так далее. Кроме реалистичности проблем, которые Куприн решает в своих произведениях, он насыщает свои творения реалистическими деталями. Так, в «Поединке» подробно показан быт русских офицеров, их будни, их вечернее времяпрепровождение, круг их интересов.
Повесть «Гранатовый браслет» начинается реалистическим пейзажем: «В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над землею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык». В этом произведении воспроизведены детали жизни русского дворянства начала 20 века.
Короткий рассказ «Ветка сирени» описывает бытовой казус из жизни молодых супругов. Однако, несмотря на всю реалистичность произведений Куприна, в них живет очень сильная романтическая нота, которая освещает их, заставляет посмотреть на затронутые проблемы под другим углом, более остро почувствовать их трагизм. Так, в «Гранатовом браслете» Куприн рассказывает о любви — настоящем, глубоком, сильном чувстве.
Однако здесь оно окрашено в трагические тона — любовь безответна и приводит героя к гибели. Однако сам он считает себя счастливейшим человеком, ибо ему довелось испытать такое чувство. Кроме «маленького человека» Желткова, никто из героев не способен любить — ни обожествляемая им княгиня Вера Николаевна, ни ее муж, ни сестра. Все они тоскуют по большому чувству, но в их жизнь оно не приходит.
А если и появляется, как у Веры Николаевны, то человек просто не способен его разглядеть. Вере Николаевне Желтков дарит самое дороге, что у него есть, — гранатовый браслет, семейную реликвию. И пусть это украшение было не очень дорогим, пусть на нем были всего лишь гранаты, однако эта вещь воспринимается нами как очень большая ценность. Потому что она символизировала чувство Желткова — настоящее, искреннее, всепоглощающее.
Ради Веры Николаевны, из-за нее Желтков умирает. Однако последними его словами, обращенными к княгине, были: «Да святится имя твое!» И эти слова дошли до сознания Веры Николавены, разрушили ее «холодную стену». В финальных строках повести она страдает от чувства великой потери — потери единственной в ее жизни настоящей любви. В произведениях Куприна настоящее чувство всегда заканчивается трагически, сталкиваясь с холодным миром реальности. Писатель считал, что в современной ему жизни нет любви, люди разучились испытывать эту эмоцию.
И редкие счастливчики, которые все же способны любить, вынуждены если не погибнуть, то испытать большую боль, разочарование. Так случилось с Олесей — героиней одноименной повести. Эта девушка всю жизнь прожила в лесах. Она была близка к «естественной» жизни, росла цельной и гармоничной натурой. Встретив молодого писателя, путешествующего по Полесью, героиня влюбилась в него.
А точнее, полюбила по-настоящему. Ради этого человека она была готова пойти на все — даже рисковать своей жизнью. А что же возлюбленный героини? Он не смог защитить ее, не смог поддержать, потому что постоянно сомневался — в себе, в своих чувствах, в правильности своего выбора.
Поэтому в финале повести Олеся испытывает не только физическую, но и, гораздо более сильную, душевную боль. Таким образом, произведения Куприна наполнены романтикой — романтикой любви. Писатель воспевает это прекрасное чувство, показывает, что оно способно приблизить человека к Богу, сделать его по-настоящему счастливым.
Именно поэтому в первую очередь мы с полной уверенностью можем сказать, что, несмотря на всю реалистичность, в произведениях А. И. Куприна присутствуют черты романтизма.
Сочетание реализма и романтизма в прозе А. И. Куприна