Сочинение Цветы незнакомого искусства
Открывая томик старинных стихов, мы всякий раз встречаемся с чудом. Давным — давно стали прахом империи, истлели одежды, дома, цветы, исчез след многих поколений, а мы все еще слышим — через сотни лет! — звуки давно умолкнувших голосов, стук сердец, наполненных нежностью, гневом, любовью или покоем. Со страниц поэтических сборников веет на нас слабым ароматом вечерних цветов, шумом сосен у подножия горы, запахом морских водорослей, дальним звоном бронзовых колокольчиков во дворе старинного храма… «Вначале было слово…» Нет, вначале был Китай — великая держава, давшая миру не только шелк и порох, бумагу и звонкий, как гонг, фарфор. Она подарила великих поэтов эпохи Тан — Ли Во, Ду Фу, Лю Юй — Си.
Их стихи — это раздумья о смысле бытия и о судьбах родины, гимн вечной красоте природы и светлая печаль понимания, что жизнь человеческая так коротка.
Проходят годы и сильней печаль, — Привычкой стало грусти предаваться. Ведь нет такой весны, Когда б не стало жаль С весенними цветами расставаться! В японской и китайской древней поэзии мы видим все многообразие мира: и эпикурейское наслаждение его радостями, и тонкую прелесть пейзажей, и добродушную насмешку над человеческими слабостями друга, и осеннюю печаль, и пронзающее душу одиночество нищего старика или брошенного ребенка и еще — удивительное единение человека с природой: И лотос хочет мне Сказать о чем — то грустном, Чтоб грустью и моя Душа была полна.
Грустящий лотос и грустящее человеческое сердце — г это не только «отзвук забытого гимна», но и символ союза всего живущего на земле, размышление о человеке как части некоего великого целого.
Эти же мысли мы находим в поэтических миниатюрах Басе. 10 долгих лет скитался он по дорогам Японии, ночевал в саду возле старого монастыря, в поле, в хижине знакомого печника, на горном перевале. Дорога странствий стала его вдохновением, его творческой мастерской: В саду, где раскрылись ирисы, Беседовать с другом старым своим — Какая награда путнику! Нет ни одной лишней детали в этой поэтической миниатюре, но какая глубина открывается нам за этой немногословностью, какое богатство ассоциаций! Увидеть в малом великое, в полете мотылька — полет чувств, в душе камня или цветка — душу человека, в приглушенности красок — элегическую грусть — таковы хокку Басе, эти застывшие мгновения вечности.
В них сквозит осенняя грусть цветов: Цветы увяли.
Сыплются, падают семена, Как будто слезы. Подвенечная красота цветущей земли, затмевающая величие небес: Перед вишней в цвету Померкла в облачной дымке Пристыженная луна. Вечный круговорот жизни: Ты стоишь нерушимо, сосна. А сколько монахов отжило здесь, Сколько вьюнков отцвело…
Радость встречи со старым другом: Два наших долгих века…
А между нами в кувшине Вишен цветущие ветви. И всюду цветы, цветы, цветы, хрупкие и вечные! Когда вы устанете от городской суеты, от работы, телефонных разговоров и даже от друзей , возьмите в руки маленький томик японской или китайской поэзии — и вы ощутите, как покой наполняет ваше сердце.
Зашуршит крыльями мотылек над белым маком, зашумит в ночном саду осенний дождь, заколосятся летние травы…
Исчезнут усталость, «жизни мышья беготня», останется лишь целительная магия слов, магия вечной, непреходящей красоты и мудрости. Вы бросали в нас цветами Незнакомого искусства, Непонятными словами Опьяняя наши чувства. Н. Гумилев Колокол смолк вдалеке, Но ароматом вечерних цветов Отзвук его плывет. М. Басе
Сочинение Цветы незнакомого искусства