• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Готовые сочинения > Сочинение на тему Проблема нравственного выбора в одном из произведений Солженицына

 

Сочинение на тему Проблема нравственного выбора в одном из произведений Солженицына

Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. Солженицына Александр Солженицын… навсегда останется в совестливой памяти человечества… Генрих Белль Общеизвестна истина: каждая эпоха творит сво­его героя, наиболее полно воплотившего ее пробле­мы, противоречия, чаяния. Немаловажная роль в этом принадлежит литературе. Великие мастера слова не только создавали своих литературных ге­роев, носителей духа времени, но и сами станови­лись властителями дум для многих поколений. По­этому мы говорим об эпохе А. Пушкина, Ф. Досто­евского, Л. Толстого, А. Блока.

XX век оказался чрезвычайно богатым на собы­тия, вождей, вершителей судеб.

Где они, эти куми­ры миллионов, сейчас? Стремительное движение времени вычеркнуло из памяти народной имена многих, остались лишь некоторые, и среди них — Александр Солженицын. Как много было предпри­нято усилий для того, чтобы заставить людей за­быть это имя!

Все напрасно: Александр Исаевич Солженицын навеки «прописан» в истории России и ее великой литературы. Уже в первом своем опубликованном произведе­нии «Один день Ивана Денисовича» писатель зая­вил о себе как о летописце народного страдания и нетленного народного духа. При этом особое внима­ние он обращал на нравственные проблемы. «…И вышла колонна в степь, прямо против вет­ра…». Как тут отыскать человеческое лицо среди одинаковых бушлатов с нашитыми номерами? Ка­жется, что навсегда исчез в этой колонне человек.

Однако именно в толпе заключенных, лишенных самого элементарного, Солженицын находит носи­теля тех нравственных ценностей, того духовного богатства, которые делает человека Человеком.

В центре повести — судьба простого русско­го мужика Ивана Денисовича Шухова, сумевшего в самых тяжелых испытаниях сохранить в себе те высокие нравственные ценности, которые веками оберегались и почитались в народе. Критики 60-х годов не сразу сумели оценить этот образ. Многие видели в нем лишь воспевание про­стейших, «материальных» элементов жизни. Иван Денисович знает, что выжить в лагере можно толь­ко тогда, когда имеешь свою пайку хлеба, свою миску баланды, зимой — валенки, а летом — сапо­ги.

Поэтому так обстоятельно рассказывает писа­тель о том, как едят заключенные, ведь, «не считая сна, лагерник живет для себя только утром десять минут за завтраком, да за обедом пять, да пять за ужином». Здесь уже начинает четко проступать ос­новной принцип раскрытия характера героя через деталь, через предмет, через быт. Хлеб, каша, ма­хорка — средства сохранения независимости человека. Однако в бытовых подробностях лишь внешне проявляется характер Шухова.

Гораздо важнее, что Солженицын сумел передать и внутренние законы поведения человека.

Имея уже определенный опыт лагерной жизни, Иван Денисович сумел сделать свой нравственный выбор, четко уяснил, как надо жить, чтобы не потерять себя: «В лагере вот кто подыха­ет: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать». Казалось бы, что это за принцип: «не вылизывать чужие миски»? Но за этим нехитрым жизненным законом стоит весь нравствен­ный мир Шухова, ушедшего на фронт 23 июня 1941 года, раненного в бою, но вернувшегося в строй, попавшего в плен, но сумевшего убежать. Отношение Шухова к людям тоже определяется этими нравственными принципами.

С презрением смотрит он на Фетюкова-шакала, «стреляющего» окурки, а вот бригадир Тюрин вызывает у него ува­жение: «в шапке есть не научился».

«Паханы», «ше­стерки», «придурки» для Шухова не являются людь­ми.. А безымянный старик, чья спина «отмечена была прямизной», восхищает Ивана Денисовича. Здесь следует вспомнить первоначальное назва­ние произведения: «Щ-854». Редактору «Нового мира» А. Твардовскому оно не понравилось, и он предложил то, под которым повесть была опубли­кована.

Я думаю, что мудрый Твардовский не про­сто испугался упоминания номеров заключенных, а подметил главное в рассказе. Номер — это полное обезличивание человека, а весь «Один день…

» по­вествует об ином: о нравственной силе героя, по­чтительно, названного по имени и отчеству. Одной из вершин повести является сцена кладки стены. Голодный и замерзающий Шухов работает с огоньком, забыв о морозе, о стоящих за спиной конво­ирах. Это и есть нравственный взлет человека, момент его свободы. Как здесь не вспомнить слова другого уз­ника сталинских лагерей, поэта Анатолия Шипулина: О, эти люди, с номерами, Вы были люди, не рабы…

Я думаю, что в самом А. И. Солженицыне много общего с Иваном Денисовичем. Математик и худож­ник, А. Солженицын несет в себе такое же нрав­ственное богатство, ту же духовную целостность, что и его герой. Двадцать лет прожил писатель вне родины.

Но и там. в далеком Вермонте, его не покидало ощуще­ние связи с Россией, русским народом. В 1994 году Солженицын вернулся домой. Он мечтал быть по­лезным своей стране.

Как жаль, что мы не сумели услышать и понять его!



Сочинение на тему Проблема нравственного выбора в одном из произведений Солженицына

Другие сочинения по теме:

  1. Проблема нравственного выбора в одном из произведений русской и родной литературы о войне Отгремели последние взрывы, врылись в землю последние пули, протекли последние слезы матерей и жен. Но ушла ли война? Можно ли...
  2. Темы Стругацких: проблема нравственного выбора Стругацкие поставили этот вопрос перед своими современниками, и когда! В середине 1979 года. В СССР смертная казнь присуждалась за многие...
  3. Проблема нравственного выбора человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Чем отличается человек от других существ на земле? Тем, что, создавая человека, Бог дал ему разум, душу, а еще Творец...
  4. Проблема нравственного выбора в повести Короленко «Слепой Музыкант» Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру....
  5. Сочинение: Общий анализ произведений Солженицына «Один день Ивана Денисовича » (другое название, «Щ-854», не прошло «цензуру» А. Т. Твардовского) — это рассказ об одном дне...
  6. Художественная проза А. Солженицына: проблематика, поэтика, особенности организации повествования Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Но в то же...
  7. Сочинение на тему: Эстетическая позиция в книгах Солженицына Эстетическая позиция писателя выражена во многих его произведениях, среди которых выделяется книга воспоминаний «Бодался теленок с дубом» (1975). «Никому не...
  8. Сочинение на основе биографии Александра Исаевича Солженицына В судьбе Александра Исаевича Солженицына события, обычные для судеб миллионов его сограждан, сплелись с событиями редкими и даже исключительными. Будущий...
  9. Поиск идеалов и проблема выбора Сочинение по романом «Разве ревут волы, как ясли полные?». Добро и зло… Испокон века точится борьба между этими противоположностями. И...
  10. Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы «За свою жизнь старуха рожала много и любила рожать, но теперь в живых у нее осталось пятеро…» Скромный и вовсе...
  11. Конспект урока: «Гамлет». Проблема морального выбора и поступка в произведении Цель : проанализировать действия 3, 4 пьесы, осветить особенности построения трагедии («промедление действия», «спектакль в спектакле»), очертить образ Офелии, развивать...
  12. Реальное и фантастическое в одном из произведений русской литературы XX века Аркадий и Борис Стругацкие создали много прекрасных книг. Почти все их произведения написаны в жанре фантастики Но несмотря на это,...
  13. Тема подвига в одном из произведений русской литературы Герой — это тот человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества. Юлиус Фучик...
  14. Автор и его герои в одном из произведений русской литературы «Я ощущаю порой нечто на меня сходящее, когда любимый дар мой ищет действия, мною тогда овладевает некое, позволю себе сказать,...
  15. Образ времени в одном из произведений литературы XX века Время — это особая художественная категория. В литературе оно часто оказывается не похожим на реальное время. Так, писатель может «сжимать»...
  16. Особенности образа рассказчика в одном из произведений русской литературы XIX века «Постепенное проникновение во внутренний мир героя… Во всех повестях одна мысль, и эта мысль выражена в одном лице, которое есть...
  17. Сочинение размышление: В чем смысл жизни на примере повести Солженицына Сочинение по повести Солженицына «Раковый корпус». В России бывало время, когда молчание было единственным шансом на спасение, но даже в...
  18. Тема города в одном из произведений русской литературы Некоторые современники Н. Гоголя считали, что драматург, по цензурным соображениям, написал аллегорию, что под видом уездного города им изображена столица...
  19. Роль художественной детали в одном из произведений русской литературы XX века Повествование о просторах великой сибирской реки, бескрайней тайге, голубизне и шири поднебесья, «нескончаемое™ мироздания и прочности жизни», которая «играет» в...
  20. Сочинение на тему произведений Вергилия «ЭНЕИДА» Как известно, Вергилий написал свою знаменитейшую «Энеиду» по инициативе Августа. Он желал в прославить империю Августа, так как был ее...
« Краткое изложение Модест Петрович Мусоргский. Хованщина
Описание Добро пожаловать в Фогтланд »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения