• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения на заданную тему > Сочинение на тему: Жанровая структура романа в стихах «Евгений Онегин»

 

Сочинение на тему: Жанровая структура романа в стихах «Евгений Онегин»

Интерпретируя авторское предисловие к отдельному изданию первой главы «Евгения Онегина», современный исследователь пишет, что Пушкин решил «представить новый тип произведения с его еще не явной жанровой определенностью» (1)*. В дальнейшем сам поэт, его преемники, продолжатели критики, литературоведы пытались проявить этот жанр. Осмысление жанровой структуры «Онегина» еще далеко не окончено и, разумеется, будет продолжено, но тем не менее в настоящей статье фиксируются суммарные результаты многолетней работы в этом направлении.

Пушкин, как известно, долго колебался в обозначении жанра «Евгения Онегина», называя его то «романом в стихах», то «поэмой. Свобода и широта творческого мышления поэта никогда не исключали его напряженного внимания к жанровым характеристикам своих произведений. Достаточно вспомнить темы жанровых названий в «Борисе Годунове» или нерешенную проблему заглавия «маленьких трагедий». Рациональная поэтика классицизма с ее четкой жанровой разграниченностью была преобразована Пушкиным, но не преодолена до конца. «Закон», «вольность и покой» — постоянные мотивы Пушкина — были залогом и его жанрового мышления. Выразились они и в «Евгении Онегине».

Действительно, «закон» и «покой» можно связать с устойчивой стороной жанра, с типологической отнесенностью, с канонами, установленными самим автором. «Вольность» при этом означает все изменчивое и гибкое в жанре, привносит в него отступления от канона, обогатив чертами уникальности и неповторимости. Так, Пушкин старается выдержать до конца композиционное равновесие «Онегина»: то у него в уме двухчастная композиция, с шестью главами в каждой части, то он пишет почти окончательный трехчастный план из девяти глав, то, остановившись на восьми главах и как будто освободившись от числовой соразмерности и симметрии, скрыто удерживает композиционную сбалансированность, соблюдая зеркальность и палиндромность в отношениях компонентов на всех уровнях. Те же черты можно видеть в постоянной опоре на онегинскую строфу, хотя как раз ее повторяющаяся рама и дает Пушкину средства для яркого разнообразия интонационных, композиционных и содержательных вариаций. Вместе с тем Пушкин легко может поменять общий эмоциональный тон романа и его жанровую отсылочность от главы к главе и даже внутри одной главы (например, первой), переместить, исключить или включить отдельные фрагменты текста — целостность романа при этом не нарушается. Так, посвящение Плетневу трижды передвигалось по тексту: сначала оно стояло перед четвертой и пятой главами в поглавном издании, затем перекочевало в примечания при полном издании 1833 г. и, наконец, заняло ведущее место, зазвучав увертюрой ко всему роману. Из приведенных примеров и множества им подобных можно предположить без ошибки, что жанровая характеристика «Онегина» вбирает в себя, равноправно их уравновешивая, постоянные и переменные, абсолютные и относительные, типологические и уникальные черты.

Возможно ли, однако, составить такую характеристику с достаточной степенью объективности ввиду ее взаимоисключающих свойств, удастся ли приять ей необходимую диалектичность и, главное, будет ли она действительно жанровой — вот в чем вопрос. Ведь жанровая структура в чем-то совпадает, а в чем-то не совпадает со всей поэтической структурой «Онегина». К жанровым чертам, безусловно, должны быть отнесены фундаментальные константы структуры, ее наиболее крупные звенья зависимости как с содержательно-тематической, так и с сюжетно-композиционной стороны. В то же время поэтика жанра неизбежно предполагает проекцию рассматриваемого текста на жанровый контекст, в котором следует отделять исторический аспект от типологического. Историческая поэтика преимущественно опирается на жанровый контекст эпохи, ее интересует генезис и традиции жанра, то есть его преобразования в историко-литературных условиях. Но для того, чтобы в процессе преобразования объект не оказался потерянным, необходимо удержать его самотождественность, и тут не обойтись без типологии. Межтекстовые функции типологии аналогичны функции имени героя внутри текста. Героиню восьмой главы «Онегина» нельзя было бы узнать, если бы она не называлась Татьяной. Название идентифицирует как героя, так и жанр.

Определив жанр «Евгения Онегина» как роман в стихах, Пушкин задал нам дополнительную, сложную и увлекательную работу. Прочтение и понимание романа было бы куда проще, если бы он был назван поэмой.

Дело в том, что названием жанра Пушкин поставил «Онегина» не столько в круг типологических соответствий, которые помогли бы в уяснении генезиса романа, сколько фактически выделил его из всех существующих рядом, да и не рядом, жанров. Выделил и противопоставил им. Одновременно «Онегин», оставаясь уникальным, неповторимым и гениальным произведением, теснейшим образом связан с творчеством Пушкина в целом и свободно вписывается как в русскую, так и в мировую литературу. Из перечисленных обстоятельств вытекает по меньшей мере два следствия: «Онегин» по существу не имеет сколько-нибудь близкого жанрового образца; «Онегин» по своей жанровой структуре перекликается с самыми различными, близкими и дальними по времени жанрами. В этом случае жесткий жанровый каркас «Онегина» не выстраивается. Аналоги и прецеденты отсутствуют, а спектр возможных сопоставлений всякий раз приведет к правильным, но различным результатам. Жанр «Онегина» вместо устойчивой определенности выявляет «протеические» свойства, и можно говорить лишь о модусе жанровой принадлежности.

В этих условиях «Онегину» немудрено как сохранять полную оригинальность, так и обмениваться рефлексами с множеством текстов на огромном культурном пространстве. Соответственно, роман Пушкина позволяет рассматривать себя с двух диаметрально противоположных, но равновозможных позиций: погруженным в какой-либо конкретный жанровый контекст или находящимся в самом себе, когда его жанр может объясняться из него самого.

Колеблющаяся пелена совместно выступающих свойств текста образует важнейшую сеть зависимостей. Из этой сети необходимо аналитически выбрать ряд особенностей, принадлежащих к сюжетно-композиционной сфере, системе образов, пространственно-временному объему, стилистике и пр.



Сочинение на тему: Жанровая структура романа в стихах «Евгений Онегин»

Другие сочинения по теме:

  1. Жанровая структура «Евгения Онегина» Интерпретируя авторское предисловие к отдельному изданию первой главы «Евгения Онегина», современный исследователь пишет, что Пушкин решил «представить новый тип произведения...
  2. Евгений Онегин Евгений Онегин — главный герой романа, молодой Евгений Онегин — главный герой романа, молодой франт с богатым наследством, «наследник всех своих родных» , как говорит о нем...
  3. Сочинение на тему «Евгений Онегин — сын своей эпохи» В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина воссоздает русскую жизнь XIX столетия. Поэт показывает пробуждение общественных интересов у передовых людей...
  4. Охарактеризуйте произведение «Евгений Онегин» Александра Пушкина как социально-психологический роман в стихах Немало литературоведов старались определить жанр романа «Евгений Онегин». Его называли и социально-бытовым, и социально-психологическим, и социально-аналитическим, даже «энциклопедией» русской жизни....
  5. Единство человека и природы в романе в стихах «Евгений Онегин» Романтизм выдвинул принцип единства человека и природы. Пушкин, разумеется, быстро усвоил те уроки Жуковского, которые относились к изображению «пейзажа души»,...
  6. Сочинение на тему: Второстепенные образы в романе «Евгений Онегин» Няня Татьяны не переступает пределов старины, что естественно для крепостной крестьянки и оценивается положительно, хотя в целом почти нейтрально. Зато...
  7. Сочинение на тему: Как я вижу образ автора в романе «Евгений Онегин» Александр Сергеевич Пушкин является не только автором романа «Евгений Онегин», но и одни м из его героев, что делает события...
  8. Тема: Образ народа в романе в стихах «Евгений Онегин» В. Г. Белинский Сказал о романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», что это произведение является поистине народным произведением, настоящей энциклопедией...
  9. Сочинение «Евгений Онегин — сын своей эпохи» В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина воссоздает русская жизнь XIX столетия. Поэт показывает пробуждение интересов у передовых людей в...
  10. Жанровая структура романа Достоевского «Игрок» Роман «Игрок», последний в ряду романов первого цикла, был написан в октябре 1866 г. (с 4 по 30 октября) —...
  11. Композиция и сюжет романа Пушкина «Евгений Онегин» Мы не знаем, как следует ни первоначального плана «Евгения Онегина», ни подробностей изменения его содержания и композиции. Из того, что...
  12. Народ в романе в стихах «Евгений онегин» Сочинения по литературе: Народ в романе в стихах «Евгений онегин» А. С. Пушкин показал в романе духовные поиски лучших представителей...
  13. Замысел романа «Евгений Онегин» Белинский справедливо назвал «Онегина» «самым задушевным произведением Пушкина», в котором с наибольшей полнотой отразились «вся жизнь, вся душа, вся любовь»...
  14. Роль образа Ольги в романе «Евгений Онегин»; Евгений Онегин Пушкин А. С Роль образа Ольги в романе «Евгений Онегин» Пушкин работал над романом «Евгений Онегин» в течение семи лет, с 1823 до...
  15. Второстепенные действующие лица романа «Евгений Онегин» Остальные действующие лица пушкинского романа разработаны им не с такой подробностью. Населив свой роман множеством самых разнообразных людей, Пушкин в...
  16. Общий смысл романа «Евгений Онегин» Все лучшее в русском обществе — возвышенные души, как Ленский, умные люди, как Онегин, верная своему долгу и своему сердцу...
  17. Историзм и реализм романа «Евгений Онегин» В книге о романе «Евгений Онегин» Н. Л. Бродский обстоятельно раскрывает поистине энциклопедическую насыщенность пушкинского романа всевозможными намеками, реминисценциями и...
  18. Кто главный герой романа «Евгений Онегин»? Все вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна — вся жизнь...
  19. История создания романа Пушкина «Евгений Онегин» Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее...
  20. Художественный анализ восьмой главы романа «Евгений Онегин» Глава восьмая занимает особое место в романе. И не только потому, что в ней завершается сюжетная история взаимоотношений Онегина и...
« Исторические источники и их использование в драме «Мария Стюарт»
Общий обзор творчества Рэя Брэдбери »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения