Сочинение Образ поэта-пророка в лирике Пушкина и М. Ю. Лермонтова
Образ поэта-пророка в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Стихотворение А. С. Пушкина «Пророк» написано в 1826 году после грозных событий 25 декабря на Сенатской площади. Восстание декабристов было жестоко подавлено, пять членов тайного общества осуждены на казнь через повешенье, многие отправятся в ссылку в Сибирь. У Пушкина среди декабристов имелось не мало друзей, и он очень переживал за их судьбу.
Он мысленно находился с ними, не боялся выразить им свое сочувствие: «Во глубине сибирских руд». О грозном даре витийства поэт уже знал. О его воздействии на общество и на царя он в мечтах выразил в элегии «Деревня» в 1819 году.
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
По что в груди моей горит бесплодный жар И не дан мне судьбой витийства грозный дар? В «Подражаниях Корану» появляется пророк, одаренный могучей властью над умами. В стихотворении «Пророк» Божий дар уже осознан. Во второй половине я 1825 года Пушкин пишет Раевскому — младшему: «Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить». Раз можно творить, то можно служить.
Надо лишь понять цели поэзии. Пушкинским пониманием цели поэзии вполне можно считать стихотворение «Пророк».
Духовной жаждою томим В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Поэт размышляет, его мучают сомнения: куда двигаться, чтобы поэзия принесла пользу его ссыльным товарищам. Он уже чувствует, что ждет николаевскую Россию.
После прикосновения Серафима поэту-пророку внятно все — «неба содроганье» и «дольной розы прозябанье», «гром небес» и «жужжанье пчел над розой алой».
Но какую пользу может он извлечь. Для поэта — пророка это невеликое приобретение. И тут серафим вырвал его «грешный язык» и вложил в уста «жало мудрое змеи».
И сердце трепетное вынул, И уголь, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул.
Божий глас его воззвал: «Глаголом жги сердца людей» Не для любви и ученья, проповеди и нравоученья, а на все то, что характерно для миссии ветхозаветного пророка. Здесь поэт отождествляется с пророком, который идет из пустыни к людям. Горько ироническим продолжением звучит «Пророк» у М. Ю. Лермонтова, написанное в 1841 году. Прошло 15 лет, но какая разница в содержаниях стихотворений. И ничего удивительного.
После победы в Войне 1812 года, в обществе была надежда на перемены к лучшему, социальный оптимизм.
Возросла роль различных кружков и литературно-общественных собраний. 1830-ые — эпоха затишья, спада общественной активности. Царит атмосфера разочарования, социальной депрессии.
Отсюда оптимизм пушкинского «Пророка» и пессимизм лермонтовского. У Лермонтова гораздо сильнее, чем у Пушкина, звучит мысль о том, что поэзия должна служить народу. Однако она, по мнению Лермонтова, утратила свое назначение и вряд ли обретет его вновь. «Проснешься ль ты опять осмеянный пророк Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножен не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?
Читаем мы в стихотворении «Поэт» . Образ осмеянного и презираемого пророка появляется вновь в стихотворении «Пророк» . С тех пор как вечный судия Мне дал всеведение пророка В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Если в пушкинском «Пророке» мы знаем, как он получил пророческий дар, то здесь автор не говорит об этом.
Вполне возможно Пушкин передал это ему, как преемнику.
Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Поэт, наделенный божественным даром, уже на примере своего великого предшественника понимает всю тяжесть своего предназначенья. В его «Пророке» происходит обратная ситуация: пушкинский пророк из пустыни идет к людям, чтобы «жечь глаголом сердца людей», лермонтовский, гонимый злобой людей, возвращается в пустыню.
Посыпав пеплом я голову, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу Как птицы, даром божьей пищи.
Сочинение Образ поэта-пророка в лирике Пушкина и М. Ю. Лермонтова