Сочинение по драме-феерии Леси Украинки «Лесная песня»
Люди должны помнить, что природа — это не просто дом, в котором ты живешь, это то, что живет рядом с тобой, возможно, не похожим на человеческое, но полнокровной жизнью. Гениальная поэтесса Леся Украинка поняла эту истину — и перед глазами живыми картинами явились замечательные месячные ночи, лесные чащи, глубины прозрачной воды, луговые туманы. И вся эта лесная, водная, полевая сила пришла к ней, чтобы писательница увековечила их, дала бессмертие. «Лесная песня» — Сочинение, которое вызвало удивление и признание современников, что зачаровывает и волнует потомков.
Особенно ярко возникает в драме-феерии образ природы как спутника человеческой жизни. Появление человека вызывает тревогу среди жителей леса и озера. Русалка, услышав, что «тута имеют хижину строить», высказывает свой гнев и грозится:
Ой, те люди Из-под крыш соломенных! Я их не выношу!
Водяной не подтверждает Русалку, ведь речь идет о дяде льве, а он приятель лесным жителям. Так намечается линия: человек и природа, зависимость их взаимоотношений от духовного мира человека, его характера. Русалка говорит о людях вообще, а Водяной — конкретно о дяде Льве.
Ведь люди есть разные. Впервые о воле и неволе упоминается в диалоге Русалки и Водяного, который приказывает своей непослушной дочурке не выныривать «три ночи месячные сверх воды», а в ответ слышит: «Я — свободная, как вода!» В этом споре уже звучит какая-то тревога, и она сразу же стихает. Звучит прекрасная и неповторимая, преисполненная могущественной творческой силы мелодия свирели Лукаша.
Настоящее высокое искусство, его волшебная сила, способны пробуждать все земные силы. После встречи с Лукашем Мавка воспринимается как реальный человек. Музыка преждевременно разбудила ее, глубоко поразили ее чувствительную душу. «Весна еще так никогда не пела», — говорит Мавка, ощущая необыкновенную искренность и красоту мелодии.
В самом деле, то не весна — на свирели играл человек.
Леший торопится предостеречь свою дочурку: …минуй человеческие тропы, ребенок так как там на ходит воля, — там печаль бремя свое носит. Обминай их, дочурку: раз только ступишь — и пропала воля: Мавка искренне испытывает удивление: Ну, как так, чтобы воля — и пропала?
Вторично Звучит мотив о воле и неволе, теперь уже в жизни человеческой и о невозможности уничтожения боли в свободном мире — в будущей, духовно богатой, прекрасной жизни, по принципам которой живет Мавка. Природа несет волшебные свойства:
Спит озеро, спит в лесу камыш. Верба шептала все: «Засни, засни…» И снились мне все белые сны.
Такую прекрасную картину зимней сказки-сна создает поэтесса. Слова Мавки и очаровали Лукаша. Заслушавшись, он с удивлением произносит: «Как ты говоришь…».
А в ответ слышит захваченные: «Твоя свирель имеет лучший язык. Сыграй мне». И, слушая мелодии свирели Лукаша, невольно отзывается тихонечко на тот самый голос:
Как сладко играет, Как глубоко режет, Вскрывает белую грудь, сердечко вынимает!
Картина расцвета природы символическая: так расцветает сам человек, одухотворенный высокой красотой искусства. Именно здесь, среди вольной природы, непосредственно и непринужденно развиваются искренние взаимоотношения Лукаша и Мавки. Природа вдохновляет своих добрых, искренних детей, которые берегут и приумножают ее щедроты.
Таким любящим природу как собственный дом в произведении одаренных буйной фантазией людей, которые могут поймать сказку ветра, земли, месяца, воды, птички, дерева, трав, а силой своего мудрого слова одухотворить добро, красоту или обезвредить зло; он из тех людей, которые в лесу могут «встретить» Лешего и Прелестника, Мавку и Русалку, Водяного, Потерчат и Кургузая.
Мудрость и сила человека — в единении с природой, которая воплощена тоже в образе Мавки. Лесная красавица ненавязчиво подсказывала, когда землю пахать, когда сеять, где и когда, какое дерево использовать для нужд хозяйства, поэтому «так, как сей год», когда жила у Лукаша Мавка, «разве когда родило». Она и жилье украсила «украсила цветами подоконник — любо посмотреть!».
Итак, для Мавки работать — еще создавать «красивое и полезное», умно вмешиваясь в природу. Но она — это долька земли, ее духа животворящего. Именно такой она бросает человеческий мир, но не таит в себе зла:
Я обзовусь к ним Шелестом тихим вербовой ветви, Голосом нежным тонкой свирели, Грустными росами с веток моих. Символами родной земли, ее красоты возникают свирель.
Образ вербы проходит через все Сочинение: верба, которая брала Мавку на зиму в свое лоно: вербочка, которой Мавка стала после проклятий Килины, а потом вспыхнула ясным огнем; верба, которая вырастет из легкого, рыхлого пепла сожженной вербочки. Сквозным есть и образ свирели. Она разбудила Мавку, позвала ее к жизни и любви, сладко играла, глубоко резала душу.
К будущим поколениям бессмертная Мавка обзовется тоже «голосом нежным тонкой свирели», мелодией, которую ранней весной Лукаш «выигрывал, мечты собирая в рощи», и которая ее так поразила. Итак, других она тоже будет будить от сна. Искусство и красота — вечные, они всегда будут вызывать у людей добрые чувства.
Сочинение по драме-феерии Леси Украинки «Лесная песня»