Сочинение по литературе на тему История Руси в прадавней литературе
Немного старинных книг осталось, но когда видишь фолианты, которые пришли к нам из глубины веков, то приходит мысль о том, что некоторые из них мог держать в руках Владимир Мономах, воин и политик, охотник и художник, который однажды сказал: «Что такое человек, как подумать о нем? Как небо устроено, или как солнце, или как месяц, или как звезда, и тьма, и свет?..» Давняя история Руси изложена в легендах, песнях, былинах и летописях. Киевская Русь ценила книги как редчайшие сокровища. Иметь несколько книг — это означало иметь больше, чем деньги или ценности. «Повесть временных лет» называет книги реками, которые наполняют весь мир мудростью. «Если внимательно поищешь в книгах мудрости, — делал замечание летописец, — то найдешь большую пользу для души своей».
Много книг одевали в кожаные обложки, украшали драгоценными камнями и многокрасочными сияющими эмалями. Каждое произведение Киевской Руси было рассчитано не на обычное прочтение, а на поиски книжной мудрости. Не случайно на обложках старинных книг встречаются записи: «Горе тому, кто черкает на полях книг, на том миру черти расчертят ему лицо железом»; «Эту книгу ни продать, ни отдать нельзя». Читатель ощущал себя посвященным в вечную мудрость мира. Писатели, по обыкновению анонимные, были людьми большой художественной культуры, мыслили вселенскими масштабами и проявляли заботу о судьбе своей Родины. Летопись «Повесть временных лет» на много веков определила историческое сознание наших соотечественников. Она поражает своей грандиозностью, сплавом достоверных фактов с прекрасными народными легендами. Летопись включает в себя свидетельства о войнах, характеристиках князей, похвалу героям, плачь о погибших, дипломатическую и придворную хронику, сказание о чудесах, послание к потомкам.
Древнерусские писатели мыслили глобально. «Нам Русская земля, как дитя для матери», — говорил летописец. Нельзя без волнения читать «Слово о гибели Русской земли», в котором автор воспевает красоту своей Отчизны и оплакивает уничтоженное могущество государства. В 1015 года была написана летописная хроника «Сказание и похвала святым мученикам Борису и Глебу». Борис и Глеб стали символами страданий за правду, свет и добро. Им противостоит символ тьмы и зла — князь Святополк, которого в народе прозвали Окаянным, потому что он, борясь за княжеский престол, приказал убить братьев. В летописи подробно рассказывается о том, как напали на Бориса убийцы, продвинули в шатер копье и пронзили грудь князя, а вместе с ним и его верного слугу Георгия, который своим телом старался прикрыть Бориса. Убийцы убили всех, кто был с князем, забрали все ценное. С шеи Георгия не могли быстро снять подаренную князем золотую гривну, поэтому «отсекли голову его, и только тогда сняли гривну, а голову отвергли…».
История с золотой гривной не только усиливает драматизм ситуации, а и предоставляет сказанию оттенок достоверности.
По-иному летописец рисует смерть младшего брата Глеба. Когда к нему приходят убийцы, он совсем младенчески молит не убивать его: «Не порежьте лозы, не до конца возросшей». Эту часть произведения автор написал в виде народного плача, который вызывает щемящее чувство сожаления и горечи. «Сказание…» наполнено публицистическими отступлениями: «Окаянные же те убийцы пришли к Святополку, будто хвалу получив от людей, беззаконники. Вот имена убийц: Птуша, Талец, Еловат, Лешко, а отец им всем — сатана. Так как такие слуги-бесы». Здесь каждое слово бьет в цель. А дальше автор говорит еще чувствительнее: «Злой человек, делая злое дело, хуже черта, так как черти Бога боятся, а злой человек ни Бога не боится, ни людей не стыдится». Можно путем научного исследования довести, что автор «Сказания…» не знал настоящей исторической правды, что события на самом деле развивались не совсем так, но и шекспировский Гамлет был мало похож на принца датского. Борис и Глеб в истории остались такими, которыми их изобразила литература, а благодаря летописцу события той давней эпохи не потерялись во времени.
Сочинение по литературе на тему История Руси в прадавней литературе