Сочинение по произведениям Распутина «Изба» и «На Родине»
Этот писатель знаком читателям по таким произведениям, как «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976), «Век живи — век люби» (1982), «Пожар» (1985). В. Г. Распутин является одним из известных представителей такого направления современной литературы, как деревенская проза, именно на этом поприще он снискал известность и был награжден рядом государственных наград еще в советские времена. В настоящее время он продолжает свой литературный труд, занимается проблемами экологии и положением русской деревни, которой он посвятил почти все свои произведения.
Действие в рассказе «Изба» происходит в сибирской деревне, стоящей на реке Ангаре. Главная героиня умерла и все основные события, происходящие в рассказе, отсылают нас в прошлое. Рассказ строится на описании жизни Агафьи, начиная с послевоенных лет и заканчивая нашим временем. Уже из названия следует, что центральным образом в рассказе является дом Агафьи, а точнее изба, которая в произведениях Распутина является олицетворением русской деревни.
Второе рассматриваемое произведение, это рассказ-быль «На родине». Место действия в обоих рассказах одно и то же — деревня. Но в данном произведении автор показывает современное состояние родины главного героя, обрамляя его философскими размышлениями о судьбе и причинах перемен, приведших к той картине, которая является общей для всей русской деревни.
Проблемы, затрагиваемые в «Избе» и «На родине» являются логическим продолжением центральной темы произведений Распутина, а именно темы русской деревни. Однако в этих двух произведениях затрагиваются различные аспекты данной проблемы — в «Избе» рассматривается беда, настигшая жителя деревни, и показано это на примере одного человека — Агафьи, а во втором произведении автор выносит на первый план картины, показывающие состояние деревни в общем. В обоих рассказах очень четко видно единение человека с тем миром, который его окружает. По мнению Распутина, все беды деревенской России начались тогда, когда человек решил, что он не один из многих жителей, населяющих нашу планету, а ее Хозяин. Из города пришли новые люди со своими целями и задачами, которые они готовы выполнить несмотря ни на что. Молодежь, заинтересовавшаяся городом, покинула села, ушла в город, оборвалась та связующая нить, которая связывала поколения между собой. Именно эта проблема поднята в этих произведениях. По сути, автор продолжает развитие той темы, которую он поднял в более ранних своих произведениях, например в «Прощании с Матерой» и «Последнем сроке». Правда, во втором произведении тема деревни не показана открыто, она как бы завуалирована, а основное свое внимание автор уделил вопросу преемственности поколений. В «Прощании с Матерой» одна из главных героинь, старуха Дарья прямо говорит об этой нити, на которой завязываются узелки новых поколений и развязываются старые узлы, но нить — одна, порвавшись, она обрекает деревню на разрушение. С некоторой долей уверенности «Избу» можно назвать одним из возможных продолжений «Прощания с Матерой», если представить, что жителей острова переселили не в город, а в другую деревню, потому что многое здесь напоминает это произведение. Прежде всего, это причина переселения людей: возможно, эта та самая ГЭС, из-за которой и затопили Матеру. В рассказе «Изба» повторяется мысль, высказанная еще в «Прощании с Матерой», мысль о том, что городские жители живут для работы, а деревенские работают для жизни. И это важно для автора, этим он еще раз подчеркивает свое негативное отношение к жителям городов. В этом случае можно будет и рассказ «На родине» назвать продолжением «Избы».
В рассказе «На родине» в центе внимания автора описание земли, на которой происходят события, они, вернее не происходят, а текут, медленно, тяжело, словно затяжная смерть, смерть деревни, которая длится вот уже не один десяток лет, а мы и не замечаем этого. Здесь как раз и видна связь между произведениями. В «Избе» показана деятельность леспромхоза в шестидесятых — семидесятых годах, когда в сибирские леса приезжает молодежь, полным ходом кипит работа, идет рубка леса, почти праздник какой — то! Но лес закончился, лесоповал пропал, а за ним и молодежь, оставившая после себя пустые, наспех сколоченные дома, да изуродованную землю, мертвую, всю покрытую пнями да корягами. И вот именно эта картина предстает перед нами в рассказе «На родине». Это своеобразный итог: вот, что получилось из поколения, потерявшего связь с предками. Здесь даже есть прямое указание на причины всего произошедшего, «лопнуло, оборвалось роковое несоответствие между масштабами самого человека, оставшегося прежним, и масштабом его деятельности».
Тяжелое, но между тем светлое впечатление производят люди, оставшиеся на этой земле, потому что им некуда идти, да они и не хотят, предпочитая разделить участь своей маленькой Родины. Как бы ни было им тяжело, но здесь, на своей земле, им легче все перенести, даже болезни: сдвинули Агафью с места, она сразу оказалась в больнице с «надсадой». Не долечившись вышла, начала переезд, и все болезни сразу отхлынули. Началась работа, вернулась «охота к жизни», снова она «выкрепилась в кремень». Ту же привязанность к месту Распутин показывает и на другом герое «Избы» — Савелии. Вроде и старый, и больной, а работает, но уехал в город и буквально «сгорел» за несколько месяцев от рака.
Заметим, что очень важное место во многих произведениях Распутина занимает образ дома, в котором живут его герои. Не являются исключением и рассматриваемые рассказы. В «Избе» большую часть действия занимает восстановление Агафьей своего дома после переезда на новое место. Дом и Агафья — как бы единое целое, о чем говорит тот факт, что после ее смерти дом сохраняет черты характера своей первой хозяйки, ее упорство, выносливость, сам воздух здесь похож на жилой, вроде и не пропадала она никуда. И опять здесь просматривается некая связь с «Матерой», но только там свой дом хоронила старуха Дарья, а здесь, наоборот дом остался жить один без Агафьи. Даже пожар, который устроили его новые обитатели — алкоголики, не смог уничтожить дом, и опять здесь аналогия с «Матерой», вспомним листвень, который никак не могла уничтожить санитарная группа. В «Избе» есть свой материнский Петруха, это «Катя — Ваня», спившиеся, молодые еще люди, которых прозвали так за их неразлучность, но нет в них той безумной бесшабашности Петрухи, с которой он творил свои деяния, а спивались они как-то «зло, беспощадно, тихо». Становится очевидным, что в своих поздних произведениях Распутин еще глубже вскрывает проблемы связи поколений, дома, памяти предков, и придает им более глубокий философский смысл.
В рассказах «Изба» и «На родине» автор продолжает следовать традициям языкового стиля, начатым еще в ранних произведениях, что выразилось в использовании им просторечья («надсада», «выкрепилась в кремень»), неологизмов, в введении писателем «говорящих» фамилий, необходимых Распутину для передачи атмосферы сибирской деревни.
Оценивая и исследуя творчество Валентина Григорьевича Распутина, многие критики и литературоведы сходятся во мнении, что в середине восьмидесятых в творчестве писателя наступил спад, что отразилось в его повести «Пожар». Но на мой не очень опытный взгляд, рассматриваемые произведения являются неким сосредоточением более чем тридцатилетнего литературного опыта автора. Здесь объединены воедино все проблемы, давно волнующие В. Г. Распутина: о мире и о месте в нем человека. Человек, читавший и другие произведения данного автора, уже узнает его язык, свойственный только Распутину, мягкий, добрый, наполненный тихой печалью и болью о русской деревне. В творчестве писателя проглядывается четкая связь между его произведениями, где новые являются этапом своеобразной эволюции и творческим ростом писателя.
Сочинение по произведениям Распутина «Изба» и «На Родине»