Сочинение по роману Диккенса «Дэвид Копперфилд»
С именем Чарльза Диккенса связана целая эпоха в развитии английской литературы. Великим поэтом называли писателя критики за легкость, с которой он владел словом, фразой, ритмом и образом. Его мастерство во многом не уступало мастерству самого Шекспира. Преобразовав и видоизменив сам жанр традиционного романа, Диккенс воплотил в своих произведениях огромное количество собственных замыслов и наблюдений.
В его творчестве нашли выражение демократические симпатии автора и протест против социальной несправедливости. В своих романах писатель раскрыл вопиющие противоречия между бедностью и богатством.
По словам Чернышевского, Диккенс стал «защитником низших против высших, карателем лжи и лицемерия». А русский писатель А. М. Горький писал: Диккенс остался для меня писателем, перед которым я почтительно преклоняюсь, этот человек изумительно постиг труднейшее искусство любви к людям». Действительно, все творчество английского писателя пронизано идеей борьбы за справедливость, утверждением и прославлением красоты, человеческого достоинства и трудолюбия простого человека.
Вера в человека, любовь к нему, горячее сочувствие его положению делали романы Ч. Диккенса близкими самому широкому кругу читателей, благодаря им слава писателя никогда не меркла ни при жизни, ни после смерти.
Среди произведений великого английского писателя немало таких, которые можно было бы смело назвать автобиографичными. Хотя герои их, конечно же, не были точной копией самого автора. Одним из таких произведений стал роман Диккенса «Дэвид Копперфилд», главный герой которого, юный Дэвид, видит несправедливость и борется с ней, обретая все большее число друзей и союзников. В характере Дэвида Копперфилда сразу же привлекает его неиссякаемая вера в людей, в добро, справедливость. Носителями этого добра становятся для мальчика семья его няни Пегготи и бабушка Бетси Тротвуд.
Жизненная история Дэвида связана в первую очередь с периодом его взросления. Он получал образование и воспитывался у разных людей, каждый из которых применял, свои, резко отличающиеся от всех остальных, методы воспитания.
Ощущая Их на себе самом и наблюдая за условиями жизни своих друзей и знакомых, юный Копперфилд учился составлять собственное мнение о людях, о жизни, о добре и зле, о справедливости, правде и лжи. Неприязнь и отвращение вызывают у мальчика люди, подобные Криклу, который сам » ничего не знает, кроме искусства порки, и более невежествен, чем самый последний ученик в его школе». Ненавистен ему и жестокий, бессердечный Мэрдстон, считающий ребенка обузой.
А вот Ветси Тротвуд, несмотря на внешнюю суровость, вызывает у Дэвида только теплые чувства. Герой Диккенса видит в ней воплощение добра, справедливости и душевной чистоты.
Писатель старается проанализировать в своем произведении причины и истоки нравственного несовершенства людей, их морального уродства. В романе нам открываются искалеченные судьбы некоторых героев, таких как Урия Хип и Стирфорт. Они — живое подтверждение несовершенства системы образования.
Стирфорт — аристократ, которому было все дозволено еще в школе Крикла.
В жизни он постепенно превращается в настоящего сноба, считающего свое происхождение оправданием самых неблаговидных поступков. Урия, получивший образование в школе для бедных, также несчастлив. Мстительный, жестокий, низкий угодник, он раболепствует перед всеми, кто занимает более высокое положение в обществе. Это калечит не только личность героя, но и его жизнь.
Автор «Дэвида Копперфилда» не случайно рисует наряду с приятными, добрыми образами подобных убогих духом и испорченных жизнью персонажей. Он таким путем стремится показать все несовершенство существовавшей в те времена системы образования. И для того чтобы его мысль была более убедительной, он вкладывает собственные понятия в размышления ребенка. Мир детства — самый чистый и неиспорченный, глаза ребенка подмечают все мельчайшие детали окружающего мира, высказывания и рассуждения детей — самые непосредственные и правдивые.
Пусть даже иногда они облечены в странные, немного смешные формы: красные щеки Пегготи настолько поражают Дэвида, что он удивляется, почему их не клевали птицы вместо яблок, а бело-черно-коричневое лицо и пустые глаза Мэрдстона — это краткая, но яркая и точная характеристика жестокого и грубого героя.
В «Дэвиде Копперфилде», как и во многих других произведениях Диккенса, важная роль отведена вопросу воспитания. Это не случайно, так как на воспитание и образование, на совершенствование этой системы писатель возлагал очень большие надежды. Именно воспитание играет главную роль в процессе формирования личности. И если несовершенна и неправильна система воспитания — искалеченной будет судьба человека, испорчен и загублен будет его внутренний мир.
И наоборот, правильная система образования и воспитания, основанная на традициях добра и справедливости, на искренней любви и заботе о подрастающем поколении, даст обществу цельных, достойных людей, способных принести пользу стране и людям, несущих радость и счастье в окружающий их мир.
Писатель Никогда не переставал верить в возможность преобразования общества мирным путем, хотя со временем его взгляды стали более осмысленными и глубокими, его выводы и жизненная позиция — более взвешенной, значительной и ясной.
В «Дэвиде Копперфилде» Диккенс ставит и вполне определенно решает проблему положительного героя. Его положительные герои — простые люди, познавшие бедность и унижения, выдержавшие тяжелые жизненные испытания и при этом оставшиеся людьми — людьми с чистым и открытым сердцем, способным любить и ненавидеть, способным отличить правду от лжи, искренность от притворства, добро от зла. Их добрые сердца, их отзывчивость и благородство, их честность и оптимизм во все времена привлекали и будут привлекать симпатии читателей всего мира.
Автор свято верит в силу морального воздействия на людей, и потому у него всегда добро торжествует над злом. Ведь, по глубокому убеждению писателя, в жизни все закономерно устремляется к вечному торжеству добра и справедливости.
Сочинение по роману Диккенса «Дэвид Копперфилд»