Сочинение в жанре дневниковых записей
Дневник — произведение, написанное от первого лица в форме ежедневных (чаще всего с указанием даты) или периодических записей, современных описываемым событиям. Специфика этого жанра в том, что «пишущий дневник продвигается наугад, не зная еще ни своей судьбы, ни судьбы своих знакомых. Это поступательная динамика, исполненная случайностей и непроверенных событий». М. Волошин писал: «Где-то я встречал такую мысль: молитва имеет тот смысл, что это отчет о прожитом дне, самопроверка. Я начинаю этот дневник с тем, чтобы он заступил мне место молитвы. Я чувствую, что последнее время… я чрезвычайно мало подвинулся в своем развитии и самосознании. Пусть этот дневник послужит искусственным фактором к развитию самосознания. Это одна причина. Другая же та, что мне интересно сохранить себе себя и свою жизнь».
Таким образом, дневник изначально предполагает полную откровенность, искренность мыслей и чувств пишущего. Эти свойства придают дневнику интимность, лиричность, открытость и страстность интонации, чем не обладают другие, более объективные жанры.
Сочинение в жанре дневниковых записей может быть двух типов:
Дневник, написанный от Вашего лица — литературный, путевой; дневник, написанный от лица литературного героя.
Не останавливаясь на дневнике путевом, дорожном, который является разновидностью путевого очерка, сосредоточим внимание на литературном, который может быть интересен своими развернутыми, вдумчивыми, откровенными и оригинальными суждениями о прочитанном произведении, о творчестве писателя… Литературный дневник близок таким жанрам, как рецензия и литературно-критическая статья.
Специфика сочинения в жанре литературного дневника в том, что произведение Вы давно уже прочитали и никакого дневника в ходе чтения не писали. Ваша задача — создать иллюзию протяженного чтения, показать процесс, а не результат. Вы «читаете» книгу и фиксируете непосредственные впечатления от прочитанного в дневнике. Вы можете «читать» не каждый день, можете прерывать «чтение» для обращения к биографии писателя, другим произведениям, справочной литературе. Ваши впечатления о герое могут меняться в ходе «чтения». Все это должно быть зафиксировано в дневнике. Ваши литературные записи могут перемежаться бытовыми зарисовками, раздумьями, отступлениями, что придаст Вашему дневнику личностное начало. Естественно, что выбранная Вами книга и записи о ней являются свидетельством Вашего духовного уровня: «…ничто ведь не дает такой возможности точно судить о духовном уровне человека, как дневники и письма».
Дневник, написанный от лица литературного героя, — это дневник-стилизация, который предполагает хорошее знание текста, психологии героя, умение передать речь персонажа. Если дневник человека — это «инобытие личности» (Ю. М. Лотман), то на время написания дневника Вам надо стать Печориным или Грушницким, Болконским или Безуховым, Родионом Раскольниковым или Дмитрием Ионычем Старцевым. При этом следует помнить, что не все литературные герои склонны вести дневник. Будет ошибкой, если Вы напишите дневник от лица Обломова (герой романа И. А. Гончарова давно «отвык деловые письма писать», не то что дневник), но вполне естественен дневник Ольги Ильинской и Андрея Штольца. При этом дневник последнего будет отражением его русско-немецкой души.
Один из подходов к сочинению в форме дневника (письма и интервью) — это стилизация
Точка зрения. «Отличительная черта стилизации, — пишет Л. Я. Гинзбург, стилистическое единообразие, подчинение общему строю всего состава слов, и, что особенно важно, этот строй поглощает авторскую речь»1. В качестве тренировочного рекомендуется написать сочинение от лица литературного героя: «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять…» (Кабанова), «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…» (Кулигин), «Что я рассказал своей кухарке, вернувшись домой с необитаемого острова» (один из генералов).
А. А. Блок считал, «что опытный взгляд может увидеть душу по стилю». Стиль Вашего сочинения-монолога должен быть отражением души, внутреннего мира, образа мыслей, точки зрения Кабановой, Кулигина, генерала… Вы также можете написать мини-сочинение в жанре дневника «премудрого пискаря». Примеры таких сочинений помещены в Приложении.
Освоив сочинение такого рода, можно перейти и к другим дневникам. «Журнал Печорина»: продолжение, написанное им в крепости (по повести «Бэла»).
В романе помещен «Журнал Печорина», охватывающий события, предшествовавшие появлению Печорина в крепости. Оказавшись в горной крепости под началом Максима Максимыча, Печорин продолжает свой дневник: «Вот уже полтора месяца, как я в крепости… Скучно! Стану продолжать свой журнал, прерванный столькими странными событиями». Часть «Журнала» — повесть «Фаталист» — вошла в роман, но охватывает только две недели. Воссоздайте, используя повесть «Бэла», оставшуюся часть. Подумайте, о чем и о ком мог написать Печорин в своем «Журнале».
«Журнал Грушницкого», найденный после его смерти.
Печорин и Грушницкий — антагонисты. Поэтому дневник Грушниц-кого будет зеркальным отражением дневника Печорина: одно и то же событие, связывающее героев, будет описываться с диаметрально противоположных позиций: будут совпадать только даты, но Грушницкий будет «запаздывать» на один-два дня: Печорин способен предугадывать события, а Грушницкий может только фиксировать их. В процессе работы над дневником обратите внимание, как изменяется отношение Грушницкого к Печорину: от приятельского до враждебного.
Одна из форм подготовительной работы — это вычленение из «Журнала Печорина» речевого материала Грушницкого — слов, фраз, отдельных предложений, которые впоследствии войдут в текст «Журнала Грушницкого», станут его основой.
Обратим внимание и на стиль «Журнала» Грушницкого. «Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые, пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания», — говорит Печорин о Грушницком.
Еще одна характерная особенность — страсть к декламации: Грушницкий закидывал собеседника словами, «как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий».
Грушницкий «довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы» В «Журнале» должны присутствовать следующие даты. Первая запись, связанная с пребыванием Грушницкого на водах, относится к 4-5 мая (Грушницкий приехал в Пятигорск).
8 мая — в Пятигорске появилась княжна Мери, на которую Грушницкий сразу обратил внимание. 11 мая — приезд Печорина, которого Грушницкий недолюбливает, и сцена у фонтана. Проявление княжной Мери элементарного сочувствия к раненому Грушницкому вырастает в глазах последнего до проявления симпатии. 16 мая — поездка Грушницкого с Мери. 23 мая — Грушницкий признается Печорину в своей любви к Мери. 3 июня — Грушницкий произведен в офицеры. 5 июня — Появление Грушницкого на балу в офицерском мундире, формирование заговора против Печорина. июня — попытка скомпрометировать Печорина, устроив засаду в саду. июня — вызов на дуэль. июня — дуэль. Последняя запись могла быть сделана Грушницким в ночь с 16 на 17 июня: в 4 часа утра Грушницкий вместе со своими секундантами отправился на место дуэли.
Не все записи могут носить подробный характер. Во введении Вы можете рассказать, что в руки Вам попали только фрагменты дневника. И еще. Поведение Грушницкого не вызывает особой симпатии, но вспомним, что на дуэли Грушницкий ведет себя мужественно: уличенный в обмане (история с пистолетами), он не оправдывается, не спасает ложным обещанием свою жизнь, а бросает в лицо Печорину угрозу и принимает смерть. Не забывайте об этом, работая над «Журналом» Грушницкого.
Сочинение в жанре дневниковых записей