Сочинения по произведениям Гоголя
Выдающийся русский писатель Николай Гоголь был родом из Украины. Он любил свой край, интересовался его историей, обычаями и обрядами, захватывался мужественным и свободолюбивым украинским народом, прославил его в своих произведениях. С необыкновенной художественной силой и полнотой Г. Гоголь отобразил «дух прошлого возраста», «историю народа… в ясном величии» в повести «Тарас Бульба». С восхищением писатель изображает безграничная украинская степь («Черт вас возьми, степи, которые вы красивые!», «Вся поверхность земли казалась зелено-золотим океаном, по которому брызнули разных цветов»), могущественный Днепр («Он веял холодными волнами и расстилался ближе, ближе и, в конце концов, охватил половину всей поверхности земли»). Та цель его рассказа — описать Запорожскую Сечь — колыбель гордого казацкого духа («Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как левы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!»). Г. Гоголь показывает устройство Запорожской Сечи, быт, обычае казаков, их военные походы и подвиги. Реальные события и художественный вымысел переплелись в единое, законченное целое: перед читателями осанок начало народно-освободительного движения в Украине в конце 30-х — начала 40-х лет XVII столетие. Его голос полнится сожалением по поводу того, что были жестокие времена.
Главные герои повести «Тарас Бульба», «хотя и гибнут физически, остаются в народной памяти бессмертными, так как убежденные, что «не погибнет ни одна великодушное дело». Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасная, а нужна для будущей победы. В этой вере у бессмертия народа — настоящий оптимизм повести, ее героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало. Всему миру Г. Гоголь довел, что есть Украина и украинцы как нации, а не жители южных окраин, «малороси» или «хохлы».
Тарас Бульба — главный герой одноименной повести Г. Гоголя. Это запорожский полковник, который воплотил в себе лучшие черты украинского казачества. Известный русский критик писал: «Что такое Тарас Клубень? Герой, представитель жизни целого народа, целого политического общества в известную эпоху жизни». Тарас Клубень — мужественный и отважный воин, который прославил себя во многих боях. «Нет у нас никого, что равный ему в доблести». для него дело — оборона веры и отчизны. Этому он посвятил всю жизнь, в таком же духе воспитывал и синел. Часто он был до них весьма суровый, не показывал глубоко скрытой родительской любви. Но любовался Остапом («ОБ! и это будет со временем добрый полковник!»). И об Андрее думал: «І это добрый — враг бы не взял его! — воина! Не Остап, но добрый, добрый также воина!» Когда же Андрей предал ради прекрасной полячки, отец собственноручно его убил. Невероятными усилиями Тарас Клубень пробирается к Варшаве и поддерживает Остапа в его последнюю тягчайшую минуту. Отважным, опытным командиром обнаруживает себя Тарас, когда его избрали приказным атаманом. Для него — верность вере, отчизне и общине. Это видно не только из его знаменитой речи об обществе и боевом братстве, а и поступков. И в последнюю свою минуту он старается помочь товарищам. Тарас Бульба — бескомпромиссный, беспощадный к врагам, так как глубоко принял в сердце несправедливости народные (ксендзы в свои таратайки «…запрягают уже не коней, а просто православных христиан», а «гетман, зажаренный в медном быке, лежит в Варшаве»). Итак, Тарас Клубень — народный герой, который воплотил в себе лучшие черты запорожского казачества, силу и свободолюбие украинского народа.
Остап и Андрей — сыны главного героя повести Г. Гоголя. Они почти ровесники, молодые, сильные ребята. Учились в Киевской академии. Остап едва не из детства мечтал о Запорожской Сечи, нескольких раз бросал обучение, и только угроза отца сделать его монахом на двадцать лет принудила его сделаться добросовестным учеником. За характером он был суровым, не прощал оскорблений. Отцу на его насмешку сказал: «За оскорбление не посмотрю и не взвешу ни на кого». Андрей учил легко, был мечтателем, ценил красоту, не был равнодушным к женщинам. Однажды мальчик познакомился с прекрасной полячкой, хотя и получил за это тумаков от ее челяди. Когда Тарас привоз своих сынов на Запорожскую Сечь, «быстро оба молодых козаків стали на добром счете у казаков. …Живо и метко стреляли в цель, переплывали Днепр против течения — дело, за которое новичок принимался торжественно в казацкие круги».
Начался освободительный поход против притеснений Польше. «За один месяц возмужали и совсем переродились птенцы, которые едва лишь оперились, и стали мужчинами. Черты лица их, в которых до этого времени была видная какая-то юношеская мягкость, стали теперь грозными и сильными. А старику Тарасу любо было видеть, как оба сынов его были одними из первых». Остапу будто на роде был написан путь битв и подвигов. Он был храбрым, рассудительным и холоднокровным воином, через это его как и мечтал отец, в битве при Дубна избрали шалашным. Погиб мужественный воин, как герой, не промолвив и слова под пыткой врагов. Андрей сначала тоже «весь погрузился в волшебную музыку шаров и мечей». Он не умел рассчитывать и обдумывать в бою, летел напролом и часто создавал чудеса военного мастерства. Та судьба свела его снова с бывшей любимой полячкой, которая оказалась в осадному городе. Красота девушки так пленила его, что он забыл о всем — и об отце, и о присяге, и об отчизне. Это его и погубило. Андрей выступил в бою на стороне поляков, против своих казаков, и был наказанный. Отец собственноручно убил его за измену, не разрешив братнины даже похоронить его. Так без толку погибла молодая сила, казацкий цвет.
Были сыны одного отца, и не одного характера и не одинаковой судьбы. Поэтому й погибли — один патриотом, героем на славу отчизне, а второй — предателем на собственное бесчестие и горе отца.
Сочинения по произведениям Гоголя