Социально-исторические корни драмы Чацкого
В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека… А. С. Грибоедов В комедии «Горе от ума» отражен основной социально-исторический конфликт — борьба двух мировоззрений, двух идеологий, двух поколений. Это борьба нового — зарождающегося и развивающегося со старым — отживающим и тормозящим движение вперед. Это острее всего выражается в столкновении между молодыми представителями новой жизни и воинствующими охранителями старых, реакционных устоев. Такое понимание процессов, происходящих в стране, навеяно Отечественной войной 1812 года.
Известно, что декабрист И. Якушкин утверждал, что эта освободительная война русского народа позволила передовой дворянской молодежи уйти на сто лет вперед от стариков, восхваляющих все старое и порицающих всякое движение вперед, и отношения между ними обострились до крайности. Драматическое столкновение свободолюбивого и умного героя с косной средой реакционеров и мракобесов составляет основу комедии Грибоедова. Драма Чацкого имеет глубокие социально-исторические корни, отражая те процессы, которые действительно происходили в русском обществе в двадцатых годах прошлого столетия.
Герой Грибоедова воспитывался на идеях и идеалах своего века Просвещения и верил в то, что разум и гуманные чувства способны преобразить мир. Видимо, этим объясняется его пылкая несдержанность в речах, проповеднический пафос его монологов. Но, увы, в доме Фамусова он никогда не мог встретить понимания. Ему суждено остаться неуслышанным либо непонятым, как бы он этого ни не хотел. Несомненно, в образе главного героя запечатлелись многие характерные черты поколения декабристов.
И то, что поэма вышла в свет буквально в преддверии восстания на Сенатской площади, со многими участниками которого автор был лично знаком, только подтверждает единство устремлений Чацкого и живых героев той эпохи. Декабристы, так же как и герой комедии Грибоедова, были обречены на поражение. И было это поражение гораздо трагичнее, чем предполагал Грибоедов, создавая теоретический конфликт между новым и старым миром. Поражение Чацкого было обусловлено также неизменными законами развития человеческого общества на пути к прогрессу: те, кто первыми начинают эту борьбу, обречены на жертвенность — так устроен мир людей.
Социальная среда, которая могла бы поддержать Чацкого, в России к тому времени еще не сформировалась. Гончаров, посвятивший анализу комедии статью «Мильон терзаний», писал: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «один в поле не воин». Я считаю, что все же Чацкий, несмотря на свое поражение в борьбе со старым миром, заслуживает высокого гражданского звания — Воин.
Собственно, его личная человеческая драма «неуслышанного» не заслоняет социально-исторического значения его благородного поступка. Значение его идей для будущего и есть победа и торжество Чацкого над темными силами старого мира.
Социально-исторические корни драмы Чацкого