Социально-политические басни Крылова
Басни, Первая книга басен Крылова, вышедшая в 1809 г., имела ошеломляющий успех. В пору острой борьбы между сентиментализмом, классицизмом и рождающимся романтизмом реалистические басни Крылова одержали верх: они были признаны всеми. Народный взгляд на жизнь, мужицкий дух определили его басенное творчество. За три десятилетия Крылов написал 204 басни, вошедшие в золотой фонд русской литературы. Они отличались демократизмом, были доступны читателям всех слоев русского общества. В них своим языком заговорили все сословия, состояния, профессии. Большинство басен поэта — оригинальные произведения, только 67 из них — переводные и заимствованные. Более других Крылов переводил’ Лафонтена и Эзопа. Уже первую книгу басен Крылова высоко оценили в рецензиях А. Е. Измайлов и В. А. Жуковский. При жизни поэта вышло 9 сборников басен. И все они имели большой успех, становились событиями литературной жизни своего времени.
Басни Крылова подразделяются на 3 больших цикла: социально-политические, нравственно-философские и социально-бытовые, или нравоучительные. Социально-политические басни Крылова заметно составляют большинство. Среди них видное место занимают басни на тему «правители и народ»: «Пестрые Овцы», «Рыбья пляска», «Воспитание Льва», «Слон на воеводстве», «Волки и овцы», «Мирская сходка». Овцы, рыбы беззащитны. Их интересы, желания никого не интересуют. Судьба «малых сих», народа безразлична правителям, царям — львам, .слонам, волкам. Они не только не защищают народ, но и покровительствуют грабителям, притеснителям. В басне «Рыбья пляска» оценивается деятельность царя Александра I. Император любил путешествовать. В одном из городов из окна губернаторского дома он увидел толпу, которая двигалась к дому. На вопрос царя о ней губернатор ответил, что это подданные желают принести царю благодарность за «благосостояние края». Поверивший этому царь не принял толпу, а губернатора наградил. Басня заканчивается так:
Тут, старосту лизнув Лев милостиво в грудь, Еще изволя раз на пляску их взглянуть, Отправился в дальнейший путь.
Баснописец имел в виду не единичный факт, а давал типическую картину произвола. Процитированные строки были в первой редакции басни. В окончательном варианте Лев наказывает секретаря и воеводу: «В своих когтях заставил петь». В «Мирской сходке» разрабатывается тема бесправия народа. Баснописец саркастически показывает сходку, выбирающую старосту овечьего стада. Выбирают волка, но при этом отсутствует самая заинтересованная сторона — овцы.
Цикл социально-политических басен отличается явно сатирическим направлением. Лицемерие власть имущих высмеивается в басне «Мор Зверей», циничное «право сильного» — в басне «Волк и Ягненок». Крылов обратился к запретной теме о положении народа в крепостническом обществе. Ведь министр просвещения и духовных дел князь Голицын запретил касаться крестьянской темы в литературе. В специальном циркуляре он уточнил: нельзя писать о крепостном праве ни в осуждение, ни в похвалу. И только Крылов — единственный в то время писатель — брался и решал самую острую социальную проблему. В своем излюбленном жанре Крылов стремился передать истину жизни: «У сильного всегда бессильный виноват». Эта истина носит конкретно-исторический характер и, как доказывает баснописец, подтверждается повсеместно и всегда. Начинается басня не с аллегории, а с обычной зарисовки: Ягненок пьет из ручья. Появившийся Волк не просто хочет съесть Ягненка, а заводит на него «дело» «в соответствии с законом. Чтобы придать «делу» законный вид, Волк кричит, одновременно обвиняя и вынося приговор:
…Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое с песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву.
Невыносимую жизнь крестьянина Крылов рисует в басне «Крестьянин и Смерть». В «Собаке и Лошади» Крылов подчеркнул превосходство труженика над богатеями, в «Слоне на воеводстве» он зло высмеял тупоумие правителей: в ответ на жалобу овец, с которых волки сдирают шкуру, славившийся добротой Слон приговаривает:
По шкурке, так и быть, возьмите А больше их не троньте волоском
Неравноправие, неправый суд обличаются в басне «Крестьянин и Овца». Лиса в ней выступает судьей, разбирающим жалобу Крестьянина на Овцу. Не приняв во внимание заявление Овцы, что она никогда не ела мясного и что за ней не водилось «ни воровства, пи плутовства», Лиса вырабатывает решение: Овцу казнить «и мясо В суд отдать» (т. е. Лисе), «а шкуру взять истцу» (Крестьянину). Крылов мастерски воспроизвел процедуру и канцелярский язык судейства.
В постановке темы «народ и власть» Крылов выступает подлинно народным поэтом. Он убийственно критикует крепостнический самодержавный строй. Лев — олицетворение власти и силы, идеи неравенства. Вот как рассказывает об этом Крылов в басне «Лев на ловле»: «Собака, Лев да Волк с Лисой», решившие охотиться сообща, договорились и добычу делить поровну. Но, когда пришла пора делиться,
Лев заявляет: Вот эта часть моя По договору; Вот эта мне, как Льву, принадлежит без спору; Вот эта мне за то, что всех сильнее я; А к этой чуть из вас лишь лапу кто протянет, Тот с места жив не встанет.
Таким образом, никто ничего не получил, в том числе и Лиса, поймавшая оленя.
В басне «Орел и Пчела» Орел презрительно разговаривает с труженицей-пчелой. Эти же идеи лежат в основе басен «Орел и Крот», «Лев и Комар», «Лев и Мышь». Круговую поруку администрации баснописец осмеял в басне «Крестьянин и Река». Пошедшие искать управу на малые, но бурные ручейки, приносящие так много вреда хозяйству, Крестьяне видят свое имущество, текущее по спокойной глади Реки, и делают вывод:
На младших не найдешь себе управы там, Где делятся они со старшим пополам.
Неоднократно баснописец обращался к теме просвещения. Он всегда признавал его необходимость, но предупреждал от ложного, показного приобщения к наукам. В одноименной басне Червонец, натертый кирпичом, засверкал, в нем прибавилось внешнего, броского блеска,
Да только стало В нем весу мало, И цену прежнюю Червонец потерял
Содержание басни многогранное: помимо указанной идеи в произведении явно проводится мысль о вреде иностранного воспитания, стремящегося к внешнему блеску, но одновременно портящего нравы народа. Крылов предварял идеи грибоедовского «Горя от ума» с гневным протестом Чацкого против «пустого, рабского, слепого подражанья» всему иностранному. В «Тришкином кафтане» баснописец изобразил систему перезалогов дворянских имений. Дворяне перезакладывали имения, чтобы уплатить проценты.
Социально-политические басни Крылова