Социальные и философские истоки модернизма, эстетические принципы
Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века, во второй же половине века она была подвергнута развернутой критике. Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных источниках — это термин «modern». Так как в русской эстетике «модерн» означает художественный стиль, предшествующий модернизму, необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы. Модернизм — эстетическая концепция, которая складывалась в начале ХХ в., как в следствии пересмотра философских основ и творческих принципов культуры XIX в, которые продолжались на продолжении нескольких десятилетий.
Модернизм сформировался в условиях приближения социально-исторического кризиса, апогеем которого стала Первая мировая война. В этих условиях все боле ясно проявляется неспособность объяснить мир с позитивистской точки зрения. Новые концепции в естественных науках и в гуманитарных сферах приводят к изменениям общей картины мира, которое непосредственно отражалось в и в искусстве модернизма.
Это субъективное впечатление передается в игре ассоциаций, что вызывает предмет изображения, сложных субъективных метафор, лиризме рассказа, цветных и звуковых образах. Яркий пример импрессионистской прозы творчество Ги де Мопассана, М. Коцюбинского, «Пан» К. Гамсуна черты импрессионизма присущи поэзии Р. М. Рильке, М. Цветаевой.
В начале ХХ ст. возникают явления, которые отобразили стремление модернизма к взаимодействию с другими направлениями в искусстве, к творческому использованию достижений культуры прошлого. Наиболее ярко это проявилось в неоромантизме, определяющей чертой которого является возможность преодолеть разрыв между идеалом и действительностью благодаря могущественной силе личности, способной превратить желанное в действительное. Эти черты присущи творчеству К. Гамсуна.
Ярким проявлением модернизма стал «серебряные век» русской поэзии, который подарил поэзию акмеистов. Теоретиком акмеизма был талантливый поэт Н. Гумилев. Термин «акмеизм» походит от латин слова akme — самая высокая ступень чего-либо, цветущая сила. Н. Гумилев, А. Ахматова, И. Мандельштам стремились вернуть слову его природную ясность, человеческие чувства их волновали как проявление духовной жизни человека, а не символическое отображение Мировой души. Акмеисты опирались на достижения мировой культуры, которая приближала их к неоромантикам.
Ярким явлением русской поэзии стал имажинизм, своеобразное проявление на русской почве модернистского течения английской поэзии имажизма. Имажисты, а за ними и имажинисты, решающим в своей поэзии считали образ. Ранее творчество Т. С. Эллиота дает представление о творческих поисках имажинистов. С русским имажинизмом связано творчество С. Есенина, со временем он признал, что это была добрая школа поэтического мастерства.
В модернизме были и течения, которые стремились в корне обновить художественную системк, отказываясь от культурной традиции. Эти течения получили название «авангардизм» (от фр avantgarte — передовой загон). Наидолее распространенные течения авангардизма — футуризм и сюрреализм.
Футуризм (от лат futurum — будущее) возник в Италии. В 1909г. Ф. Маринетти опубликовал «Манифест футуризма», в котором огласил разрыв с традиционной культурой, которая не может удовлетворить современного человека. Футуристы воспевали город как высшее проявление достижений человеческой цивилизации. Они открыла трагедию современной урбанизации — трагедии неподчинения человеческой личности. Они стремились воссоздать мировосприятие «безличностного» человека.
Сюрреализм походит от фр surrealisme — надреализм. Сюрреалисты опирались на подсознание человека, один из способов сюрреалистического искусства — использование «автоматического письма»: подсознание подсказывает запись первого, что пришло в голову, на чем сосредоточилось внимание (описание случайных предметов и вызванных ними ассоциаций).
Кафку считали пророком 20 века, основателем темы абсурда в литературе 20 века и религиозным мыслителем, сочинения которого следует рассматривать «в категориях святости, но не литературы». Давно вошли в лексикон интеллигенции такие выражение: «кафкинская ситуация», «Кафкинский абсурд», «кафкинский кошмар». Среди писателей, пред которыми склонялся Кафка, следует, прежде всего, вспомнить И. В. Гетте, Г. Кляйста, Г. Флобера, Ч. Диккенса, Ф. Достоевского.
Описывая свои фантазии, Кафка достигал уровней подсознания, закрытых для более обычных подходов. Все самые лучшие его произведения пронизаны самоанализом, основанным на бесконечных поисках в самом себе. Его рассказы и романы построены по законам фантастической логики сновидений, но вместе с этим отражают реалистические подробности повседневной жизни. Прежде всего, писателя интересуют универсальность взаимоотношения личности с миром, самые общие вопросы духовного бытия.
Всеохватывающее, самое значащее писатель объединяет с самым мелким, личным — точнее сказать с теми событиями, которые происходили в его собственной жизни. Отсюда, — решающая роль автобиографического начала в кафковской прозе. В большинстве рассказов и романов Кафки неожиданная ситуация возникает в жизни героя, который пытается понять ее содержание и сберечь свою индивидуальность перед силами, которые вмешиваются в его жизнь. В романе «Процесс» героя обвиняют в недоказанных преступлениях и в конце концов казнят.
В романе «Замок» землемер безуспешно пытается связаться со своим работодателем, но вместо этого получает ряд непонятных сообщений. Персонажи пытаются найти разумное объяснение системе, абсурдной и сберечь свое «я» в мире, который решил уничтожить независимого человека. Кафка представляет себе современный мир, избавленный возможности самореализации, таким, который пугает, порождает чувство вины и мании преследования. в созданном Кафкой мире действует иная логика, которой нет смысла удивляться.
О превращении Грегора Замзы в насекомое (новелла «Превращение») рассказывается как о чем то обыденном. Герой думает о службе, о поезде, на который боится опоздать, опасается, что о произошедшем узнает его начальство. Он старается внушить окружающим, что ничего особенного не случилось
Творчество Кафки является образцом модернистской прозы. Художественный мир Кафки характеризуется соединением фантастического и обыденного, трагического и иронического, натуралистических деталей и сложной, темной символики. Стиль и представление Кафки стали неотъемлемой частью современной литературы, существенным компонентом творчества таких самобытных писателей, как Жан Поль Сартр, Габриель Марсиа Маркес, Беккет.
Социальные и философские истоки модернизма, эстетические принципы