Сон как литературный метод постижения действительности
Есть одна старинная притча. Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылек, которому снится, что он — мудрый старец.
В этой притче сон и явь переплетаются. И если даже философ не может провести между ними четкую грань, чего же тогда ожидать от простых смертных? Иногда приходится слышать, что мы живем в мире иллюзий или в каком-то придуманном мире.
Люди часто говорят о том, что им хотелось бы забыться и уйти от повседневных забот. Желание уснуть и не видеть ничего вокруг так или иначе возникает у каждого человека. Сон — это всегда что-то загадочное, необъяснимое.
Проблема сна и сновидений интересовала писателей и поэтов во все времена. В данной работе предпринимается попытка рассмотрения сна и сновидений как средств отражения действительности, аллегорий и иносказаний на примере произведений русской литературы XIX века, а также мировой литературы XX века. Есть ли какие-то различия во взглядах на феномен сна и сновидений у писателей России, Японии и Латинской Америки?
Этот вопрос исследуется в работе наряду с другими вопросами, так или иначе затрагивающими тему исследования.
Выбор темы обусловлен возрастающим интересом поэтов и писателей ко всему фантастическому, сверхъестественному и загадочному. Объектом исследования выбраны произведения художественной литературы как вида искусства, порожденного творческой фантазией поэтов и писателей. Из всех произведений, которые могли стать предметом исследования, выбраны только те, в которых снам отводится главенствующая роль в тексте повествования.
При этом учитывалась не только содержательная сторона снов, но и публицистическая, идейная направленность.
Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко выраженную политическую окраску, в других случаях сны помогают глубже понять субъективные переживания героев, есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служат для того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью.
Целью работы является определение смысла и роли сна в тексте того или иного произведения. При выборе произведений определенная сложность заключалась в их большом количестве, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что использование снов в художественных текстах служит, как правило, сходным задачам, поэтому имеет смысл ограничиться наиболее типичными из них. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: выбор произведений, наилучшим образом отвечающих избранной теме; определение роли сна в содержании этого произведения; и наконец, сопоставление снов и сновидений в произведениях писателей разных веков и разных стран.
Методы исследования: анализ художественного текста, работа с критической, справочной и научно-популярной литературой.
Сны в русской литературе
Счастье — в пробуждении от сна
Василий Андреевич Жуковский считается родоначальником и одним из самых ярких представителей русского романтизма.
Обращение поэтов-романтиков к внутреннему миру человека, его переживаниям вызвало необходимость поиска новых художественных средств, способных передать тончайшие движения души. От сентименталистов В. А. Жуковского отличала характерная для романтиков устремленность в чудесный и таинственный мир, будто бы существующий за пределами земной реальной жизни.
Ведущим жанром в творчестве Жуковского-романтика была баллада — лиро-эпическое произведение чаще всего легендарного, исторического, необычного и драматично-героического характера. О его творчестве заговорили в 1808 году, когда была опубликована баллада «Людмила», вернее, вольный перевод «Леноры» немецкого поэта Г. А. Бюргера. Появление этой баллады положило начало новому этапу в развитии отечественной поэзии.
Позже , опираясь на тот же сюжет, В. А. Жуковский создал оригинальную балладу «Светлана», связанную с русскими народными обычаями и поверьями, песенно-сказочными традициями. Предмет баллады — гадание девушки в «крещенский вечерок». Образ Светланы — первый в русской поэзии художественно убедительный, психологически правдивый образ русской девушки.
Светлана в его поэме то «молчалива и грустна» в тоске по безвестно исчезнувшему жениху, то «пуглива и робка» во время гадания, то растерянна и встревожена, когда не знает, что ее ждет. Роман тизм баллады — в условном пейзаже, необычном происшествии, в указании на то, что главное и вечное — в каком-то ином мире, а земная жизнь кратковременна и призрачна.
С образом Светланы В. А. Жуковский связывает мысль о торжестве любви над смертью. Важное место в этой балладе отводится сну, страшному сну Светланы. Это был сон о том, будто ее «милый друг — мертвец». Светлана не может разобрать его сути, но очень боится этого ужасного, грозного сна. Сам же автор дает ответ в своей балладе: «…здесь несчастье — лживый сон, счастье — пробужденье».
Впервые в русской литературе В. А. Жуковский сказал читающей публике о том, что счастье надо искать в реальном мире, который и есть настоящая правда, а все остальное — ложь и обман.
Несмотря на то что сюжет был заимствован из западноевропейской литературы, В. А. Жуковский потянулся к традициям русского народа и создал что-то свое, новое и неповторимое, «прививая к чужой идее свою собственную». Высоко оценивая его творчество, В. Г. Белинский писал, что творения В. А. Жуковского составили «целый период в нашей литературе, целый период нравственного развития нашего общества»
Произведения литературы всегда отражали то время, в которое они создавались. На примере баллады Жуковского «Светлана» мы видели, как поэт впервые в истории отечественной литературы обратился к традициям русского фольклора. Сон Светланы являет собой удивительное сочетание воззрений и взглядов поэтов-романтиков с теми представлениями и верованиями, которые были характерны для народной культуры.
Дальнейшее развитие темы традиционной народной культуры получило в творчестве Гончарова. Сон Обломова — это вызов всей тогдашней интеллигенции, считавшей, что Россия должна пойти по западному пути развития. Сон Обломова — это, если угодно, гимн традиционному укладу русской жизни; это документ, в точности отражающий ту эпоху.
В своих спорах славянофилы и «западники» противопоставляли сон Обломова снам Веры Павловны. В отличие от Обломова, герои Чернышевского видят счастье своего народа в том, чтобы он пробудился от многовекового сна и встал на путь революционного преобразования окружающей действительности. Сон в романе » Обломов» выглядит как средство отражения действительности — и, наоборот, в романе Чернышевского «Что делать?» сны Веры Павловны воспринимались читающей публикой того времени как призыв активно вторгаться в окружающую действительность и переделывать ее под собственные взгляды и представления.
Можно сказать, что революционные эксперименты коммунистов впервые приснились Вере Павловне, и некоторые из ее снов обернулись для России настоящим кошмаром.
В отличие от западной традиции на Востоке никогда не ставили на первое место творческую волю человека. Мир, который вокруг нас, может оказаться в итоге иллюзией, а сон, который расскажет писатель, — это и есть настоящая реальность. На примере творчества японского писателя Акутагавы мы могли убедиться именно в этом.
В современной культуре главенствующим признается принцип разнообразия. В каждой национальной культуре есть вещи мирового значения. При всей занимательности рассказа Борхеса «Сон Колриджа» мы не могли не заметить, что автор проявляет искренний интерес к культуре древней Монголии.
Один и тот же образ приходит во сне разным людям из разных веков и разных стран. Это — занимательность, которая одинаково интересна жителям Аргентины, Англии, Франции, России, Монголии.
Таким образом, мы убедились, что разные эпохи, поэты и писатели по-разному использовали феномен сна в своем творчестве. Обращаясь к снам, поэты и писатели стремились выразить свои сокровенные мысли и чувства, сон помогал им в такие моменты, когда обычные выразительные средства не давали желаемого эффекта. И нет никаких сомнений в том, что тема снов и сновидений получит дальнейшее развитие в произведениях современных писателей.
Сон — это всегда попытка заглянуть в будущее, или, как сказал философ: «В сновидениях человек готовится к грядущей жизни». Этим, на наш взгляд, обусловлена востребованность темы сна в художественной литературе.
Итак, в данной работе были рассмотрены пять произведений отечественной и мировой художественной литературы. Сравнительный анализ художественных текстов показывает, что сны и сновидения могут использоваться поэтами и писателями для решения самых разных целей и задач.
Во-первых, сон может выступать как средство отражения действительности — в этом мы могли убедиться на примере сна Обломова. Во-вторых, сон может отражать фантастические грезы, далекие от реальной действительности, когда истинное счастье — в пробуждении. Именно так воспринимается баллада Жуковского «Светлана». В-третьих, сон может быть использован в качестве иносказания, аллегории . Далее, на примере творчества Акутагавы мы увидели, что в восточной традиции сон и жизнь — всего лишь иллюзия, порожденная нашим сознанием, и такой взгляд имеет полное право на существование в условиях нынешнего многополярного мира.
И наконец, сон в произведениях латиноамериканского «магического реализма» рассматривается как средство, придающее тексту дополнительную занимательность.
Таковы главные выводы, к которым мы приходим в результате выборочного анализа произведений художественной литературы.
Работа над данной темой помогла автору преодолеть устоявшееся представление о том, что сон — это просто физиологическое состояние, в котором мы находимся каждую ночь, а сновидения присутствуют в нашем сознании только для того, чтобы мы толковали их с помощью всевозможных книг гаданий и сонников. Стал очевиден прием использования сна писателями, а кроме того — его значение для того или иного произведения, когда через сон раскрывается характер героя, его сокровенные мысли, чувства и желания; сон выступает как зеркало, отражающее душу героя.
Обращение к лучшим образцам художественной литературы прошлого и настоящего со всей очевидностью убеждает в том, что сны и сновидения — это вечная тайна и загадка, и для того, чтобы постичь их, потребуются еще века и тысячелетия. Наша работа является лишь попыткой проникновения в данную проблему, но и она позволила определить знаковые вещи как для понимания литературы, так и для мировосприятия в целом.
Сон как литературный метод постижения действительности