Сон Обломова
«Сон Обломова» занимает главенствующую роль в романе, так как, как писал А. Дружинин, этот эпизод «уяснил и разумно опоэтизировал все лицо героя, но еще тысячью невидимых скреп связал его с сердцем каждого читателя. В этом отношении «Сон», сам по себе разительный как отдельное художественное создание, еще более поражает своим значением во всем романе » — он задает весь эмоционально-художественный настрой произведения, сосредотачивает в себе все основные его нити. В «Сне» Гончаров, вслед за Пушкиным, подчеркивает, что дворянская культура неразрывно связана с народной почвой. «И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишенной вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может быть, еще не отрешиться ему от этой веры»,и именно в Обломовке складывается основная черта характера Обломова — поэтическая мечтательность, что с одной стороны, превратится в черты обломовщины, а с другой — позволит Обломову остаться выше житейского практицизма Штольца. Гончаров через «Сон» вводит в сущность Обломова определенные сказочно-мифологической черты — параллель с Ильей Муромцем в романе прочитывается достаточно четко, но, например, Ю. Лощиц пишет, что «фольклорный прообраз Обломова в романе не былинный богатырь Илья, а мудрый сказочный дурак Емеля. «Там есть добрая волшебница, являющаяся у нас иногда в виде щуки, которая изберет себе какого-нибудь любимца, тихого, безобидного — другими словами, какого-нибудь лентяя, которого все обижают,- да и осыпает его ни с того ни с сего разным добром, а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне». В одной этой фразе — почти целая программа романа, почти вся судьба Обломова.
Потому что это ведь его, Обломова, будут дурачить, морочить, водить за нос и надувать все, кому не лень, начиная с обломовского старосты, с явных негодяев Тарантьева и Мухоярова и кончая даже преданным лакеем Захаром, даже лучшим другом — Штольцем. И это ему, Обломову, напоследок судьба пошлет в жены красавицу Выборгской стороны Агафью Матвеевну — новую Милитрису Кирбитьевну». Вся жизнь Обломова — словно продолжающийся сон, где «настоящее и прошлое слились и перемешались», продолжение его «Сна», описанного в самом начале романа.
Сон Обломова