• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Сопоставительный анализ при изучении лирических произведений

 

Сопоставительный анализ при изучении лирических произведений

Сопоставительный анализ как прием изучения эпических и драматических произведений — один из традиционных в методике и практике преподавания литературы в отечественной школе. Он логически обусловлен всем комплексом содержательных элементов самих текстов: их тематикой, проблематикой, конфликтом, идейным смыслом. Диапазон возможных сопоставлений весьма широк: от хрестоматийных антиподов Гринева-Швабрина, Чацкого-Молчалина до персонажей-двойников: Печорина и Вернера, Раскольникова и Свидригайлова… Освоен школой и прием сопоставления персонажей разных произведений: Онегина и Печорина, Базарова и «новых людей», «маленького человека», «лишних людей» в творчестве русских писателей. Очевидные параметры сопоставлений, как правило, укладываются в логику выявления сходств и различий, обнаружив которые легче мотивировать выводы.

Впрочем, степень их глубины и сложности может быть различной: от определения «положительного» и «отрицательного» героев до обоснования авторской позиции, осмысления тех или иных изменений в общественной жизни и так далее.

Сопоставительный анализ при изучении лирики не так распространен в школьной практике, хотя известный опыт все же есть. Однако он в основном не выходит за рамки историко-литературного компонента литературного образования и связан с пониманием формирования мировоззрения автора, отношения к нравственным ценностям, искусству, гражданской позиции. Это темы свободы, родины, любви, поэта и поэзии в творчестве разных авторов.

Это «сквозные» мотивы и образы в поэзии: море, родная земля, природа, возлюбленная, пророк, вдохновение.

Принцип сопоставительного анализа стихотворений в единстве содержания и формы, с учетом теоретико-литературной составляющей, актуален для современного изучения литературы, так как предполагает рациональный, опирающийся на предшествующий опыт подход к изучению художественных явлений и ведет к формированию умения самостоятельно осваивать и оценивать их.

Рассмотрим возможность реализации обозначенного подхода на примере конкретных методических приемов при изучении темы «Поэзия Серебряного века» в 11-м классе. Тема «Своеобразие символизма и акмеизма как литературных направлений» может быть изучена на материале конкретных стихотворений, содержащих характерные приметы каждого из направлений. В качестве литературоведческого источника идеально подходит одна из ранних работ выдающегося теоретика литературы В. М. Жирмунского «Два направления современной лирики» . При небольшом объеме она доступна, не академична, а достаточно увлекательна и, самое главное, убедительна в отношении выбора критериев сопоставления стихотворений А. Блока «В ресторане» и А. Ахматовой «Вечером».

Для большей наглядности стоит предложить законспектировать статью или составить ее тезисы, развернутый план. Это можно сделать на уроке, а затем в качестве домашнего задания предложить по выявленным критериям сопоставить два других стихотворения символиста и акмеиста. Для нашего случая хорошо подойдут стихотворения А. Блока «Шли на приступ. Прямо в грудь…» и Н. Гумилева «Рабочий». Можно сделать иначе: предложить дома изучить статью, сформулировав рабочее задание, а в классе сопоставить стихи Блока и Гумилева.

Возможно, при спаренном уроке, совместить оба вида работы. Это наилучший вариант. Тогда домашним заданием станет чтение статьи учебника о названных направлениях в литературе, заучивание отдельных стихотворений наизусть, что обеспечит закрепление изученного.

Приведем вариант тезисов статьи В. Жирмунского, служащей отправной точкой исследования.

1. Современники, часто близкие по поэтическим темам, принадлежат совершенно разным художественным мирам, представляют два типа искусства, едва ли не противоположных. Это можно увидеть, сравнив два стихотворения Блока и Ахматовой, сходных по теме, но всецело различных по обработке этой темы.

2. Ресторан, музыка, встреча с любимым человеком повторяются в обоих стихотворениях. Черты сходства более частные — голоса скрипок. Глубочайшее различие: Блок изображает событие мистического содержания, Ахматова — простую, обычную жизненную встречу, хотя и субъективно значимую.

3. Начало у Блока: «Никогда не забуду …» создает впечатление единственности, неповторимости встречи, то ли реальной, то ли воображаемой . У Ахматовой действительность изображена запомнившейся в своих мелочах: «Свежо и остро пахли морем // На блюде устрицы во льду».

4. Блок обрамляет свое стихотворение употреблением символического образа зари. Метафорические глаголы придают грандиозные, мифологические очертания этой картине. То же в последних стихах: «А монисто бренчало, цыганка плясала // И визжала заре о любви».

У Ахматовой ту же роль играет музыка, «звенящая в саду», — «скорбных скрипок голоса».

5. У Блока: «Где-то пели смычки о любви», «И сейчас же в ответ что-то грянули струны». У Ахматовой сказано точно: «музыка в саду», «поют за стелющимся дымом».

6. Блок говорит о возлюбленной:

Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой, легка… И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка.

Теми же приемами, что и в «Незнакомке», поэт достигает превращения образа возлюбленной в чудесное и таинственное явление иного мира, используя ряд одушевляющих метафор и сравнений. Метафорические образы вырастают из лирической, музыкальной напевности. Отсюда повторение частей слов и целых слов, синтаксический параллелизм, даже внутренние рифмы.

У Ахматовой — интимное и тонкое чувственное наблюдение в точной словесной формуле: «Как непохожи на объятья // Прикосновенья этих рук», «Лишь смех в глазах его спокойных // Под легким золотом ресниц». Искусство проявляется в новом и творческом сочетании простых слов со стороны их логического и вещественного значения.

7. Рассказанное «своими словами», стихотворение Блока как бы разоблачается, теряет свой поэтический смысл. У Ахматовой содержание просто и легко определимо, и внешний смысл рассказа полностью совпадает с его внутренним значением.

8. У символистов в каждом переживании обнаруживается более глубокий, мистический смысл. Акмеисты возвращают чувству масштаб конечного, человеческого. Отсюда точные наблюдения внешних признаков переживания.

9. У символистов слова вызывают смутное настроение своими звуками скорее, чем смыслом, обычны повторения звуков и слов. У акмеистов поэтические образы приобретают графичность и четкость, соединение слов определяется прежде всего смыслом.

Теперь рассмотрим фрагменты самостоятельных письменных работ по сопоставлению стихотворений Блока и Гумилева, приведя тексты стихотворений.



Сопоставительный анализ при изучении лирических произведений

Другие сочинения по теме:

  1. Сопоставительный анализ стихотворений А. С. Пушкина Сопоставительный анализ стихотворений А. С. Пушкина »Я помню чудное мгновенье… » и Ф. И. Тютчева »Я встретил Вас и все...
  2. Историко-литературное значение лирических произведений Радищева Произведения А. Н. Радищева появились в печати с некоторым запозданием. В 1807-1811 гг. его сыновьями и почитателями было выпущено «Собрание...
  3. Список произведений по зарубежной литературе в школьном изучении Древнее время 1 Ирландские саги 2 «Беовульф», по хрестоматии Средних веков Развитое Средневековье 3 «Песнь о Роланде», полностью 4 «Песнь...
  4. Тема урока — Сопоставительный анализ поэзии и прозы Цели урока Сравнительный анализ изображения картин осени в поэзии и прозе. Закрепление представлений детей о поэзии и прозе, о теме...
  5. Сопоставительный анализ эстетики романтизма и классицизма Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни. Классицисты же обращались к образам и формам античной литературы и искусства...
  6. Сопоставление позиций лирических героев в стихотворениях Сопоставление позиций лирических героев в стихотворениях «Ангел-Хранитель» А. А. Блока и «Рыцарь на час» Н. А. Некрасова Стихотворения «Ангел —...
  7. Позиции лирических героев в стихотворениях «Ангел-хранитель» А. Блока и «Рыцарь на час» Н. А. Некрасова Стихотворения «Ангел-хранитель» А. Блока и «Рыцарь на час» Н. А. Некрасова на первый взгляд не имеют между собой ничего общего....
  8. Сопоставительный анализ стихотворения А. А. Фета «Учись у них — у дуба, у березы» и стихотворения Ф. И. Тютчева «Silentium» При первом прочтении оба эти стихотворения кажутся похожими по замыслу, ибо и Тютчев, и Фет в своих творениях призывают к...
  9. Анализ лирических мотивов в произведении Лермонтова «Герой нашего времени» М. М. Ю. Лермонтов — поэт поколения 30-х годов XIX века. «Очевидно,- писал Белинский,- что Лермонтов поэт совсем другой эпохи...
  10. Сборник лирических стихотворений «Увядшая листва» «Увядшая листва» иногда называют сборником лирических стихотворений. Это не совсем верно. Книжка имеет стройное строение, крепкий сюжет и ту внутреннюю...
  11. Вопрос о границах биографического начала при изучении любовной лирики Пушкина Красноречивым примером такого «перехода» границы и является разработка в современном пушкиноведении биографической. концепции о великой любви Пушкина к Ризнич и...
  12. Анализ словаря произведений Лермонтова В ходе прочтения и анализа юношеских произведений Лермонтова возникает настойчивое ощущение, что Лермонтов родился со сложившимся парадоксальным мышлением, он как...
  13. Дмитрий Васильевич Григорович. Анализ произведений К писателям натуральной школы относится и Дмитрий Васильевич Григорович. Учился в Московской гимназии, а затем в Петербургском пансионе. В 1836...
  14. Сочинение: Общий анализ произведений Солженицына «Один день Ивана Денисовича » (другое название, «Щ-854», не прошло «цензуру» А. Т. Твардовского) — это рассказ об одном дне...
  15. Сочинение анализ цикла произведений Пушкина «Маленькие трагедии» В творческом наследии Пушкина существует цикл небольших драматических произведений, называемых «маленькими трагедиями». По характеру они близки к философской лирике. В...
  16. Творчество Г. Байрона, жанры, идейный строй произведений. Анализ поэмы «Корсар» Пушкин называл Байрона «властителем дум». Когда Байрон в 1812 умер, Пушкин написал стихотворение «к морю», в котором обозначает двух людей,...
  17. Анализ стихотворения Блока О доблестях, о подвигах, о славе Александр Блок — гениальный русский поэт-символист рубежа XIX-ХХ веков, как и другие когда писал любовную лирику по впечатлениям от собственной...
  18. Анализ стихотворения Блока «О доблестях» Стихотворение «О доблестях…» поражает своей гармоничностью. Это такая же жемчужина русской лирики, как «Я вас любил…» Пушкина. И все-таки нельзя...
  19. Анализ стихотворного текста (на материале стихотворения А. А. Блока «Плачет ребенок. Под лунным серпом…» Стихотворение А. А. Блока «Плачет ребенок под лунным серпом…», написано 14 декабря 1903 года и входит в книгу «Стихи о...
  20. Анализ стихотворения А. Блока «Осенняя воля» Сочинения по литературе: Анализ стихотворения А. Блока «Осенняя воля» Александр Блок «нашел» себя в литературе, создав целый ряд замечательных произведений...
« Вопросы и ответы к рассказу Л. Н. Толстого «После бала»
Краткое содержание «Изложение Матренин двор» Солженицын »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения