Сопоставительный анализ рассказов И. А. Бунина и А. И. Куприна
Два рассказа, которые я хочу сравнить по сюжету, системе персонажей и авторской позиции, — это «Леночка» Куприна, и «Темные аллеи» Бунина. Хотя между датами написания рассказов большой промежуток, время действия в них приблизительно одно и то же.
Первое, что бросается в глаза при сравнении рассказов «Леночка» и «Темные аллеи», — это сходство сюжетной ситуации. Главное событие обоих произведений — встреча бывших возлюбленных после многолетней разлуки. Здесь-то и обнаруживаются не только сходства, но и различия двух рассказов.
Эпизоды встречи главных героев перекликаются. В первый момент они еще не узнают друг друга, но Возницыну уже видится что-то знакомое в движениях Елены . А по тому, как вдруг невнимателен и рассеян стал Николай Алексеевич, можно уловить, что и он почувствовал давнишнее и родное во внешности Надежды . Но они не хотят обознаться, сомневаются.
Когда Надежда открывается перед Николаем Алексеевичем, он испытывает шок. Даже ужас, как микроинфаркт, — меньше всего на свете он хотел и думал встретить Надежду. Он хорошо понимает всю тяжесть своей вины перед ней. И боится этой встречи, боится быть обличенным в слабости.
Антитеза — реакция Возницына: для него эта встреча — просто счастье. Он нежными, душевными словами выражает свой восторг.
В рассказе Бунина «Темные аллеи» герои встречаются осенью, в плохую, пасмурную погоду, когда на дорогах грязь, на улице холодно и сыро. Старик военный на двадцать минут забегает в постоялую горницу, чтобы выпить чаю и согреться, а натыкается на женщину, которую любил в молодости. Они общаются около пяти минут, при этом каждый жалуется на свою тяжелую судьбу.
Надежда обвиняет, Николай оправдывается. В конце концов Николай, который боится показаться пошлым и банальным — это отвечает требованиям общества, в котором он живет, — прекращает разговор и уезжает. Из их беседы мы узнаем, что Николай Алексеевич женился — жена его бросила, любил сына — сын вырос негодяем.
В финале рассказа он осознает, что самые счастливые минуты жизни подарила ему Надежда. Но трагизм жизни в том, что они все равно не могли бы быть вместе.
Сюжет рассказа Куприна другой. Возницын не попадает с корабля на бал, как Николай Алексеевич, он сам давно ищет встречи с чем-то, что вызовет в его стареющем уме чувство светлой, тихой, задумчивой печали. Надо сказать, что Возницын стал часто и со страхом думать о смерти. И вот на борту парохода в ясную, свежую погоду он встречает свою подругу детства Елену. Подростками они дружили, а когда пришла юность и вместе с ней — прелесть девичьего расцвета Елены, он в нее влюбился.
Потом он стал влюбляться во всех знакомых девушек по очереди, но запомнилось и осталось в душе навсегда именно чувство, испытанное к Леночке. И первый поцелуй в пасхальную ночь у калитки, оказывается, помнит и она. Так, увидевшись с Еленой, Возницын проникся верой в то, что надо любить жизнь и покоряться ей.
В обоих рассказах звучит мотив воспоминаний. Но как различна интонация этого обращения к прошлому! Воспоминания Николая Алексеевича и Надежды выражаются парой фраз, из них понятно, что они страстно любили друг друга и оба были замечательно красивы. Но Надежда возвращается к реальности, объяснив ему, как жестоко он с ней поступил. Она упрекает и обличает Николая Алексеевича.
А он, в свою очередь, восхищается ее былой красотой и оправдывается тем, что бросил Надежду, полюбив свою будущую жену. Для Надежды их любовная история стала трагедией, горем, которое чувствуется в ее словах. А для Николая Алексеевича — светлым воспоминанием и вечной виной.
У Возницына и Елены радость встречи смешалась с ностальгией по прошедшей молодости — ведь они были просто влюбленными детьми. Им весело и приятно вспоминать свои шалости, они просто молодеют от этого. Возницын полушутя напоминает Елене о своей мальчишеской любви, Елена полусерьезно оценивает их отношения.
Воспоминания забавляют их и навевают светлую грусть. Похоже, что в настоящем у них нет таких радостных минут, какие бывали в юности.
Сравнивая героинь, убеждаемся, что они представляют собой две противоположности: Надежда — крепостная крестьянка, получившая вольную, всю жизнь таила обиду на Николая Алексеевича, но продолжала любить его, потому и не вышла замуж. Живет скромно, но способна самостоятельно вести доходное дело; одета она просто, по-деревенски, потучнела, но сохранила свою красоту. Елена — аристократка, замужняя дама, хорошо одетая, с сохранившейся фигурой, некрасивая и немолодая. Елена уже, кажется, поставила крест на своей жизни, поминутно называет себя старухой, в то время как Надежда вовсю борется за существование.
Елена скучно прожила жизнь и замуж вышла не по любви, а просто за приличного человека, и это угнетает ее в старости. Надежда, наоборот, всю «свою горячку» отдала любимому человеку и после страстей молодости стала мудрей смотреть на жизнь.
Интересно сравнить и сцены прощания героев в обоих рассказах. Прощаясь, Николай Алексеевич поцеловал руку Надежде, и этот поцелуй вызвал у него смешанное чувство благодарности и стыда. Ведь, помня о счастье взаимной любви, он не забывает о низком социальном положении Надежды. Потом он посрамился своего стыда, он понял, что поддался предрассудку, забыв о чувствах к самой женщине, что потерял все самое святое. Другие чувства испытали Возницын с Еленой.
Поцеловав друг друга, они исполнились лаской и печалью о том, что жизнь заканчивается, но прожили они ее не напрасно. Они прониклись нежной, заботливой любовью и рады, что встретились. Потому что встреча заставила их оценить самые светлые стороны прожитой жизни.
Не случайно и появление юной дочери Елены, так напоминающей мать в юности. Жизнь продолжается, молодость вечна, как бы говорит нам автор.
Сопоставительный анализ рассказов И. А. Бунина и А. И. Куприна