Советские «кинохиты» 60-х годов XX века
Период конца 50-х — начала 60-х годов в советском кинематографе прошел под знаком «романтичного» бума: в моду вошли фильмы о возвышенных чувствах, неординарных героях и незаурядных событиях. Именно в это время получили новую — киноэкранную — жизнь «Алые паруса» А. С. Грина и «Человек-амфибия» А. Р. Беляева. Оба фильма стали настоящими сенсациями кинематографической жизни: в первый год проката «Алые паруса» собрали более двадцати миллионов, а «Человек-амфибия» — свыше шестидесяти миллионов зрителей. Премьерные показы этих кинокартин в разных городах Советского Союза вызвали небывалый ажиотаж среди публики.
Так, во время премьеры «Человека-амфибии» под напором людей, столпившихся перед зданием кинотеатра «Россия», в котором проходил показ, лопнули стеклянные витрины. Тем временем в кинозале велась отчаянная борьба даже за стоячие места в проходах между сиденьями… Феноменальный успех обеих кинокартин был обусловлен в первую очередь тем, что за экранизацию талантливых литературных произведений взялись талантливые же творческие коллективы.
Фильм «Алые паруса» снял режиссер Александр Лукич Птушко, на ту пору известный мастер киносказок. Идею экранизации гриновской феерии он вынашивал более двадцати лет, поэтому, приступая к работе, уже имел четкие ответы на большинство вопросов, связанных с общим замыслом кинокартины. На главные роли Птушко пригласил молодых актеров, еще не располагавших богатый опытом, но зато способных увлечь зрителей непосредственной свежестью и силой своих чувств, — шестнадцатилетнюю Анастасию Вертинскую и первого кинокрасавца тех лет Василия Ланового . Разрабатывая киноверсию «Алых парусов», режиссер не во всем следовал тексту Грина и кое-что в сюжет сказки добавил от себя .
Кинокритики упрекали А. Л. Птушко за назидательность и некоторую опереточность фильма, за прямолинейность и «приземленность» героев. Но миллионы зрителей встретили эту картину с восторгом. В романтично-трогательной истории любви Ассоль и Грэя они черпали силы для собственной веры в любовь, мечту и счастье.
Через год после «Алых парусов» на киноэкраны вышел фильм «Человек-амфибия» режиссеров Владимира Александровича Чеботарева и Геннадия Сергеевича Казанского. Гуттиэре в нем сыграла недавняя «Ассоль», Анастасия Вертинская, а Ихтиандра — актер-дебютант Владимир Коренев. Роль «человека-амфибии» принесла ему колоссальную известность: тысячи девушек влюблялись в молодого человека, казавшегося им — благодаря своеобразной красоте — пришельцем из другого мира, а тысячи молодых мужчин подражали ему, делая себе похожие прически.
«Человек-амфибия» стал первым советским художественным фильмом, в котором использовались подводные натурные съемки. Для него были разработаны специальная аппаратура, технология освещения, декорации. Любопытно, что до начала съемок Владимир Коренев практически не умел плавать. И ему, и его партнерше Анастасии Вертинской пришлось тренироваться в бассейне Института физкультуры.
По мере овладения искусством плаванья молодой актер с восторгом открывал для себя новые красоты подводного мира. Этот опыт помог ему сделать художественно убедительным образ героя, считающего море своей родиной.
Советские «кинохиты» 60-х годов XX века