Советы по написанию сочинения по роману «Война и мир»
Анализ ответов абитуриентов, а также их сочинений дает основание сделать вывод о том, что все плохие ответы на вопросы по роману «Война и мир» обменяются незнанием текста романа: одни знают мир и не знают сцен войны, другие — наоборот. Прочтению «Войны и мира» надо отвести времени гораздо больше, чем прочтению других произведений. Необходимо перечитать его дословно, причем выбрать такой путь прочтения, который помог бы понять произведение как целое, без деления его на «войну» и «мир». Этот путь прочтения подсказывает сам ‘Толстой: «…цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету».
На ранних стадиях развития художественной словесности, тесно связанных с мифологическими или религиозными представлениями, эпопея — преобладающая разновидность народного «героического эпоса»… она складывалась в процессе соединения более коротких героических песен, сказок, преданий на основе единства события или главного героя, либо возникала посредством развития (разрастания, «обогащения») центрального события. Классическими образцами эпопеи являются «Илиада» и «Одиссея» (Греция), «Махабхарата» и «Рамаяна» (Индия), «Песнь о Роланде» (средневековая Франция). В таких произведениях выражалось обычно возвышающее, идеализирующее изображение культурных или военных национальных героев, что порождало и соответствующие стилевые приемы — гиперболизм героической предметной изобразительности, усиливающие ее композиционные повторы, «постоянные» украшающие эпитеты, торжественная ритмичность интонаций и т. п.
В дальнейшем, когда в мировой литературе ведущим жанром эпоса (в смысле литературного рода) стал роман, иногда появлялись произведения, в которых становление характеров главных героев осуществлялось на широком национально-историческом фоне и в связи с решающими событиями общественной жизни. В советском литературоведении они получили название «романов-эпопей»… Крупнейшее из них — «Война и мир» Л. Н. Толстого». Толстой смотрел на художественное произведение как на «собрание мыслей, сцепленных между собою, для выражения себя», и только в этом сцеплении существующих.
Отечественная война 1812 г. — кульминационный центр романа: она сломала «прежние условия жизни», разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки, выдвинула на передний край главную силу историческом) процесса Народ. Псе события и все герои романа дины и отношении к войне 1812 г. Все герои романа получают оценку писателя в зависимости, насколько каждый из них способен или неспособен проникнуться общим чувством с народом. Общее чувство с Народом определяет и композицию романа, и систему образов, и развитие сюжетных линий, и принципы построения образа-персонажа, и наличие пространных авторских рассуждении. Народ в романе Толстого это категория не только и не столько социальная, сколько нравственна и. Народ это вес лучшее, что есть в русской нации. Народ это и солдаты, и Тихон Щербатый, и Василиса, и купец Ферапонтов, и Наташа, и князь Андрей, и Пьер Безухов, и Кутузов. Народ это творческая сила.
Композиционным средством, обеспечивающим целостность эпопеи, является оригинальная, свойственная только Толстому система «сцеплений» эпизодов и картин. В «Войне и мире» все эпизоды и картины «эстетически равноценны», все они выражают такие ситуации, которые соотнесены с главной ситуацией романа — Отечественной войной 1812 г. «Двенадцатый год перемещает силы и ценности. Настоящая сила, от которой зависит национальная жизнь, народ поднимается из безвестности и становится хозяином положения. «Распадение прежних условий жизни» оказывается творческим состоянием: в самом горниле войны созидается мир — в том особом значении, которое это слово получило в системе «сцеплений» романа Толстого. Созидаются новые отношения между людьми, на совершенно иной основе, чем прежде, невозможной до этой войны, да и после нее, но такие отношения, которые должны бы быть всегда, -«общая жизнь», человеческое единство во имя простой и ясной, не разделяющей разных людей, но связующей их задачи».
«»Распадение прежних условий жизни» — этими словами характеризует автор состояние своих героев в двенадцатом году. Из этого распадения возникают новые отношения людей и новое их самочувствие». Вспомним смоленского купца Ферапонтова, изображение Москвы, которую оставляет русская армия, сборы Ростовых, покидающих Москву, душевное состояние Пьера, защищающего от французов незнакомую женщину в оставленной русскими Москве…
А вот что говорит писатель о бессильных попытках администратора графа Растопчина направить в страшные дни падения Москвы уносящий его стихийный поток событий: «До тех пор, пока историческое море спокойно, правителю-администратору, с своей утлой лодочкой упирающемуся шестом в корабль народа и самому двигающемуся, должно казаться, что его усилиями двигается корабль, в который он упирается. Но стоит подняться буре, взволноваться морю и двинуться самому кораблю, и тогда уж заблуждение невозможно. Корабль идет своим громадным, независимым ходом, шест не достает до двинувшегося корабля, и правитель вдруг из положения властителя, источника силы, переходит в ничтожного, бесполезного и слабого человека».
Эта война возрождает по-своему древний обычай защиты своей земли не государством и его орудием — армией, но всем народом («Всем народом навалиться хотят»,- слышит Пьер накануне Бородина от раненого солдата) всем «миром» — громадной общиной, какой у Толстого является русская нация в 1812 году. Толстой показывает, как в ходе этой войны от нее отпадают, оказавшись бессильными, выработанные столетиями цивилизации государственные способы ведения войн, как уезжает из армии государь и приходит неугодный царю, но нужный для этой войны Кутузов».
Советы по написанию сочинения по роману «Война и мир»