Создание мира: Митгард и Утгард. Создание людей: Аск и Эмбла
Боги устраивают из тела Имира землю. Решили боги, что Имир после смерти должен послужить им, как прежде все служили ему. Взяли и бросили его останки в самую глубь Мировой бездны. И там, в этой глуби, сделали землю: из плоти (мягких частей тела) — равнины и долы, из волос — лес, из костей — скалы, из зубов — разные валуны и камни.
Любовно огладили они Землю снаружи — стала она округлая. И такая получилась ладная, красивая, нежная, что старший из богов — Один — сразу ее полюбил.
Боги устраивают воды и небо. Братья-боги ничему не дали пропасть. Крови у Имира было столько, что хватило на реки и глубокий океан. И окружил океан землю кольцом: казалось, что беспределен он, и невозможно его переплыть. Ну, а голова Имира послужила созданию неба. Из черепа сделали боги небесный свод, из мозгов — облака. Укрепили они свод над землей, а в каждый угол посадили по карлику-ветру: в северный — Нордри, в южный — Судри, в западный — Вестри, в восточный — Аустри. Потом они взяли сверкающие искры, что летали кругом, вырвавшись из Страны огня и света, и разместили их в самой середине Мировой бездны, дабы они могли освещать и небо, и землю. Одни искорки были прикреплены неподвижно, другие летали — каждая по своему пути. И стало с тех пор возможно вести счет дням и ночам. А самые большие и красивые искры они превратили в Солнце и Месяц. И долго висели они неподвижно.
Крепость Митгард — «Срединная страна». Оглядели боги землю и решили населить ее существами умными, красивыми, мирными и не такими огромными, как великаны. А чтобы не страшно было новым существам, решили огородить сушу прочной и высокой стеной, для чего вполне могли сгодиться веки и брови Имира. Споро работали боги, возвели крепость и назвали ее звучным именем Митгард — «Страна в середине», «в центре». И была эта Срединная страна великолепна, словно огромная ухоженная усадьба.
Памятный камень
С острова Готланд с
Изображением «миров»
Древних германцев.
Утгард. Не зря трудились Один и его братья. От спасшегося внука Имира и его жены родилось много ледяных гигантов. Они расселились по окраинам земли, и потому их страна называется Утгард, то есть «Вне ограды». Расположена она на востоке от страны людей. Кроме того, в скалах завелись горные великаны, а в страшном лесу, прозванном Железным — великаны-волки.
Аск и Эмбла. Достроили братья-боги Митгард и решили посмотреть на него со стороны моря-океана. Полюбовались своей работой, да так и пошли берегом. Идут, рассуждают, из чего же лучше всего людей сделать. И видят, растут два стройных, зеленых дерева: одно — побольше и помощней, другое — потоньше, потрепетней. «Вот из них-то мы и сделаем мужчину и женщину», — хором сказали братья, — и пусть обликом они будут схожи с нами; мы будем их защищать, с ними дружить, научим всему, что нужно знать на земле».
Младший из богов сделал два туловища, потом головы, глаза, уши, рты, раскрасил щеки румянцем, согрел кожу теплом; старший вдохнул в них жизнь и душу; средний научил ходить и думать. Ветрено и холодно было на берегу — дали им одежду. И назвали мужчину Аском-Ясенем, а женщину Эмблой-Ивой, чтобы помнили они, из чего сотворили их боги. Привели Аска и Эмблу в Митгард и сказали: «Здесь и живите». Зажили люди; пошли дети, и скоро вся Срединная страна была заселена. С тех пор при случае стали называть мужчину «Ясенем», «Кленом», «Крепким деревом», а женщину «Ивой», «Рощицей», «Дарительницей».
Боги придумывают дни и ночи. Довольны были братья-боги своей работой. Да вдруг спохватились: как же люди узнают, когда им ложиться спать, когда просыпаться, ведь не сделаны еще день и ночь. И тут вспомнил Один, что в стране етунов он видел черную и сумрачную великаншу, которую все так и звали — Ночь; держала она на руках прекрасного белокурого сына, из глаз которого исходили свет и сияние. Имя его — День. Позвал их Один, дал двух прекрасных коней: один, как вороново крыло, другой — белый, с золотистой гривой. Еще дал две колесницы, чтобы запрягать коней, и послал мать с сыном на небо. Несется Ночь на быстром коне, закусил он удила, пеной покрылась вся морда: утром стекает она с удил и покрывает листья и травы росой. Следом мчится белый конь, грива его озаряет землю и воздух. Весело правит конем ясный День.
Соль и Мани. Как-то услышали боги, что один человек в Митгарде дал своим детям чудные имена: дочери — Соль, сыну — Мани, то есть «Солнце» и «Месяц». Вот удивительно: ведь давно прикрепили они солнце и луну на небо. Или люди хотят потягаться с ними? Прогневались боги: не курам ли на смех — два солнца и две луны? И тут Один сказал: «Пусть послужат всем эти гордецы. Солнце и месяц висят неподвижно и не могут заглянуть во многие уголки. Соль и Мани будут их возить по небу на колесницах, словно два кучера».
Под дугами у коней, которыми правила Соль, повесили боги по кузнечному меху: обдували они лошадиные морды и гривы прохладным воздухом, не давали им подпалиться. Колесница Соли катилась целый день, колесница Мани — целую ночь. И встречали люди, боги и даже великаны солнце такими словами: «Здравствуй, Светило, радуй, Ясное, грей, Пылающее». А луну называли «Спешащей», «Ведущей счет лет», «Ободом», «Светочем», «Ясным Месяцем». Давали солнце и месяц жизнь хлебам, цветам, деревьям, всему на земле. Радостно жили боги и люди. Германо-скандинавские мифы<
Возникновение мира, природы, людей/
Создание мира: Митгард и Утгард. Создание людей: Аск и Эмбла