Создатель прекрасных художественных образов — Гоголь
Однако содержание тех общих идей, которые Гоголь «читал важными для постижения высокой тайны создания, в «Портрете» раскрывалось противоречиво. Утверждая действительность в качестве единственного объекта искусства, писатель в этом произведении защищал мысль об особой важности для художника религиозно-христианских воззрений, вне которых, по его мнению, невозможно совершенное познание мира в его целостности. Эта противоречивость писателя сказалась и в том, что, несмотря на глубокое чувство действительности, он уклонился в «Портрете» в сторону иррационального изображения жизни. Вторая часть «Портрета», где этот уход от действительности сказался более всего, и при переработке повести подверглась меньшим изменениям.
Иррациональный характер Гоголь придал образу ростовщика, играющего важную роль в идейном замысле повести. Особенно резко это выступает в первой редакции «Портрета», где ростовщик Петромихали нарисован таинственным и страшным существом, прямым подобием дьявола. В его облике почти полиостью отсутствуют черты реальной человеческой личности. Он представляет собою олицетворение темных, разрушительных сил, действующих в мире. Владелец несметных богатств, Петромихали непрестанно умножает их, не брезгуя ничем, беспощадно используя людские несчастья и беды. «Все комнаты его, выключая небольшой лачужки, которую он занимал сам, были холодные кладовые, в которых кучами были набросаны фарфоровые, золотые, яшмовые вазы, всякой хлам, даже, мебели, которые приносили ему в залог разных чинов и званий должники, потому что Петромихали не пренебрегал ничем, и, несмотря на то, что давал по сотне тысяч, он также готов был служить суммою, не превышавшею рубля».
Деньги дали власть Петромихали над окружающими людьми; при помощи денег он сеет вокруг себя зло. Всех, кто пи обращался к ростовщику за вынужденными услугами, постигало несчастье; неумолимый рок обрушивался па их головы. Все зло, вся мерзость, которые нес с собою Петромихали, воплотились в его портрете, написанном перед смертью. «Я узнал, — говорит ростовщик художнику, — что половина жизни моей перейдет в мой портрет, если только он будет сделан искусным живописцем».
После смерти ростовщика портрет его фантастическим образом продолжает приносить людям несчастья. Художник, которому пришлось писать Петромихали, говорит своему сыну, что «тот дивный ростовщик, которого дерзнул я, окаянный, изобразить преступною своею кистью», «был сам антихрист». «Дивись, сын мой, ужасному могуществу беса. Он во все силится проникнуть: в наши дела, в наши мысли и даже в самое вдохновение художника. Бесчисленны будут жертвы этого адского духа, живущего невидимо, без образа на земле. Это тот черный дух, который врывается к нам даже в минуту самых чистых и святых помышлений».
Создатель прекрасных художественных образов — Гоголь на этот раз сконструировал безжизненные аллегорические фигуры. Смело смотревший в лицо действительности, он попадал здесь в плен ложных представлений о мире. И вместе с тем рядом с лишенным художественной ценности образом ростовщика писатель нарисовал замечательные картины жизни того мира бедных, незнатных людей, который так ощутимо отличается от салонного Петербурга первой части повести.
Повесть о бедном чиновнике создавалась Гоголем в период работы над «Мертвыми душами». Творческий ее замысел не сразу получил свое художественное воплощение. Первый набросок «Шинели» относится к середине 1839 года, когда под диктовку автора Погодиным было записано начало «повести о чиновнике, крадущем шинели». Углубление замысла и его осуществление происходили постепенно; прерываемая другими творческими интересами работа по завершению «Шинели» продолжалась вплоть до 1842 года.
Написанная в пору высшего расцвета творческого гения Гоголя, «Шинель» по жизненной своей насыщенности, по силе мастерства представляет собою одно из наиболее совершенных и замечательных произведений великого художника. Примыкая по своей проблематике к петербургским повестям, «Шинель» развивает тему униженного человека. Тема эта остро звучала и в обрисовке образа Пискарева, и в скорбных сетованиях на несправедливости судьбы героя «Записок сумасшедшего». Но именно в «Шинели» она получила свое наиболее полное выражение.
Образ Акакия Акакиевича Башмачкина нарисован писателем с несравненно большей художественной глубиной, чем образы Пискарева и Поприщина. Если изображение судьбы Пискарева было лишь частью общей картины жизни, то Башмачкин является главным героем повести; если в образе Поприщина трагедия «маленького» человека Ч осложнена мотивами сословной исключительности, то в «Шипели» она раскрывается в своей суровой простоте и безыскусственности.
Тему «маленького» человека Гоголь развивает в «Шинели» как большую проблему общественной жизни. В образе Акакия Акакиевича писатель показал «существо никем не защищенное, никому не дорогое», олицетворяющее собой угнетенных и обездоленных людей, обреченных на нечеловеческое существование. Гоголь выступает горячим защитником этих «маленьких» люден, чья жизнь полна лишений и страдании.
Духовная жизнь Акакия Акакиевича до крайности обеднена; она замкнута в узком кругу и даже не в пределах департамента, а в тех до чрезвычайности ограниченных рамках служебных обязанностей, которые выполняет сам Башмачкин. Переживания, мысли и чувства Акакия Акакиевича сконцентрировались вокруг его беспредельно скудных содержанием должностных функций. «Вряд ли Где можно было найти человека, который так жил бы В своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, нет, он служил с любовью. Там, в этом переписываньи, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир… Вне этого переписыванья, казалось, для него ничего не существовало». Иного мира, кроме того, который определен Башмачкину его местом в департаменте, вечный титулярный советник не видел и не знал. И домашний уклад жизни титулярного советника это некое подобие службы — те же занятия, но для «собственного удовольствия»!
Создатель прекрасных художественных образов — Гоголь