Специфика работы со сказками М. Е. Салтыкова-Щедрина на занятиях спецкурса
В старших классах при изучении произведения художественной литературы важное место занимают вопросы мировоззрения писателя, его идейно-эстетическая и нравственная позиция. Постижение творческой индивидуальности художника слова происходит на основе глубокого анализа его произведений, что требует большого количества учебного времени. Введение спецкурса » Литературно-художественный стиль» в вариативную часть учебного плана позволило увеличить количество часов на изучение литературы.
Цель спецкурса — дополнить и расширить программу основного курса литературы, дать понятие учащимся о литературно-художественном стиле, углубить их представление о многообразии жанров и стилей русской литературы.
Занятия спецкурса позволяют обеспечить эффективное изучение творчества такого сложного для современных школьников писателя, как М. Е. Салтыков-Щедрин. Работа с текстом его сказок дает возможность расширить понятие старшеклассников об условности в искусстве. Обращение к манере, формам и приемам повествования великого мастера слова позволяет установить субъективные и объективные предпосылки его поэтики, своеобразие его художественного познания, воплощенного в концепции двух действительностей — «настоящей» и «призрачной».
Основная роль при проведении занятий спецкурса отводится самостоятельной деятельности учащихся. Учитель продумывает не только ход занятия-исследования, но и формы самостоятельной работы учащихся, предшествующей самому занятию.
Так, при изучении сказки «Премудрый пискарь» до проведения занятий старшеклассникам даются следующие задания.
1. Всему классу: прочитать сказку; подобрать синонимы и антонимы к слову «премудрый»; объяснить смысл названия сказки.
2. По вариантам:
I Вариант — выделить в тексте сказки сказочные формулы: зачин, присказку; пословицы, поговорки, просторечья;
II Вариант — выделить в тексте сказки приметы реально-исторического времени, конкретно-бытовые детали.
3. Индивидуальные задания:
1) объяснить, обратившись к Словарю В. И. Даля, этимологическому словарю М. Фасмера, «Запискам об уженье рыбы» С. Т. Аксакова, происхождение слова «пискарь»; обосновать свои предположения, почему писатель выбрал написание «и», а не «е» в корне слова;
2) выделить в тексте сказки слова и выражения, похожие на пословицы и поговорки, но придуманные самим писателем; прочитать, по возможности, в книге Д. П. Николаева «Смех Щедрина» главу «Великолепный, чисто народный, меткий слог»; сделать вывод о писательской манере Салтыкова-Щедрина;
3) провести, используя справочное пособие «Литература в таблицах и схемах» , мини-исследование и доказать, что произведение «Премудрый пискарь» соответствует заявленному писателем жанру;
4) выбрать из иллюстраций к сказке художников А. Каневского, Н. Муратова, Б. Ефимова, Е. Рачева, Кукрыниксов те, которые наиболее полно соответствуют представлению о пискаре как герое щедринской сказки; по желанию школьники могут сделать собственные иилюстрации к сказке;
5) проиллюстрировать предсмертный «соблазнительный» сон пискаря, в котором герой «вырос на пол-аршина и сам щук глотает»; подумать, как этот сон характеризует пискаря;
6) прочитать сказки «Бедный волк», «Здравомысленный заяц», «Вяленая вобла»; объяснить отсутствие положительных героев в этих сказках.
На занятии старшеклассникам сообщается учебная задача: анализ жанрового и композиционного своеобразия сказки, наблюдение над языком произведения, постижение своеобразия стиля писателя.
Затем учитель просит старшеклассников объяснить значение выражения Говорить об идеале в отрицательной форме. Уточняет, дополняет ответы ученик, выполнявший Задание 6 . Его рассказ о прочитанных сказках, а также обращение школьников к сказкам «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и » Дикий помещик», изученным в средних классах, помогают сделать вывод: в сказках Салтыкова-Щедрина нет положительных героев; даже народ изображен смирившимся со своей тяжкой долей.
Далее учебная задача усложняется : учащиеся должны сами сформулировать положительный идеал автора. Старшеклассники, объясняя смысл названия сказки, легко улавливают иронию писателя, назвавшего пискаря премудрым.
Учитель соглашается с выводами ребят и знакомит их с понятием «анафразис» , лежащим в основе иронии. Школьник, который выполнил Задание 1 , работая с Этимологическим словарем М. Фасмера, установил, что в славянских языках есть два написания: «пискарь» и «пескарь». Написание «пискарь» связано со словами «писк», «пищать», потому что пескарь, если его схватить рукой, издает своеобразный звук. Ученик предположил, что писатель использовал написание «пискарь» для усиления иронично-уничижительной характеристики персонажа.
Отвечая на вопрос: «Сразу ли вы уловили авторскую иронию?», учащиеся отмечали, что при описании рыбьего царства, повествовании об умных родителях «пискаря», рассуждении героя об опасностях, стерегущих его на каждом шагу, — словом, пока «сказка сказывалась», ироничная интонация не проявлялась. «Пескарь» происходит от слова Песок — в некоторых диалектах эта рыба носит название Пескозуб.
Далее проверялись результаты выполнения задания 3 . Цель проводимого мини-исследования — поиски сходства сказки Салтыкова-Щедрина с народной. Исследование проводилось по следующему плану.
1. Установка на вымысел /истинность.
2. Вид сказки.
3. Особенности сказок о животных. Их отражение в щедринском произведении.
4. Система выразительно-изобразительных средств, используемых в русской народной сказке и в сказке Салтыкова-Щедрина.
Учащиеся, выполнившие Задание I варианта, Подтвердили примерами из текста произведения наличие таких «примет» сказки в щедринском произведении, как зачин, присказка, использование малых фольклорных жанров и просторечия.
Десятиклассник, работавший над Заданием 2, проиллюстрировал примерами из анализируемого произведения свой вывод: в сказке Салтыков-Щедрин широко использует выражения, похожие на пословицы и поговорки . Особо подчеркивалось, что сатирик не пародирует фольклорные выражения и современную ему живую, народную речь, а приспосабливает их для решения собственных художественных задач, что стало характерной приметой авторского стиля.
Школьники, работавшие над Заданием II варианта, делают вывод, что в сказках Щедрина соединились три плана повествования: сказочный, реально-исторический и бытовой. Писатель не развлекает читателя, а преподносит ему некий нравственный урок. Вопрос «Зачем в сказке так подробно описывается жизнь рыбьего царства и его основной закон?» приводит десятиклассников к выводу: человеческое общество, по мнению писателя, тоже живет по законам животного мира, где есть жертвы и хищники.
Особое внимание уделяется отношению обитателей реки к поведению главного персонажа сказки. Отмечается, что речные жители по-разному оценивали поведение пискаря. Щуки хвалили: «Вот, кабы все так жили — то-то бы в реке тихо было!»; другие рыбы, помельче, не только не считали его премудрым, но и вовсе насмехались: «Слыхали вы про остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит… а все только распостылую свою жизнь бережет?»; многие называли его просто «дураком и срамцом».
При этом обращается внимание на то, что в сказке используется прием саморазоблачения персонажа: пискарь сам подводит итоги своей унылой, бесцельной, жалкой жизни: «Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил?..» На все вопросы «пришлось отвечать: «Никому, никого»».
Сюжет сказки можно назвать «вялотекущим», так как в произведении нет кульминационного эпизода, что тоже подчеркивает бесполезность, серость, однообразие жизни персонажа. Счастливой развязки, естественно, быть не могло, концовка же такова: «Сгинул премудрый пискарь, словно его и не было».
Старшеклассники решают вопрос: кем является пискарь — жертвой или хозяином? К дискуссии подключаются учащиеся, выполнившие Задания 4 и 5 . Они объясняют свою позицию, свое видение щедринского персонажа. Школьники пытаются понять, что порождает жертвы, нужно ли им сочувствовать.
Довольно обстоятельно ведется анализ наказа благонадежного пискаря-отца, который определил жизненный путь послушного отцовской воле сына. «Надо так прожить, чтоб никто не заметил… а не то как раз пропадешь» — так решил премудрый герой и от жизни фактически устранился, добровольно заточив себя в выдолбленной им самим норе.
Литературовед В. В. Прозоров предлагает сравнить наказ «пискаря-отца» «пискарю-сыну» с наказами героев-отцов своим сыновьям из других классических произведений для осознания социальной природы обличаемых в сказке явлений. Такая форма деятельности показалась нам интересной, так как она позволяет продолжить наблюдение над поэтикой сказок Салтыкова-Щедрина. Прослушав магнитофонную запись, где звучат признание Молчалина о завещании отца , наказ Ивана Чичикова сыну Павлуше (Н.
В. Гоголь, «Мертвые души») и слова напутствия Петру Гриневу , старшеклассники рассуждают о том, почему родители стремятся передать свой опыт детям, какой это опыт и почему он разный. Десятиклассники в ходе свободной дискуссии о состоянии общественной среды и формируемых ею нравственных качеств человека приходят к выводу о том, что сама жизнь порождает те или иные явления.
Учитель, помогая школьникам утвердиться в правильности их вывода, предлагает осмыслить позицию Салтыкова-Щедрина, Рассмотрев эпиграфы, предпосланные занятию.
1. «Очень далекий от индивидуалистического миросозерцания, до мозга костей проникнутый общественностью, Салтыков именно в ее почве искал корней для тех явлений, которые живописал» .
2. «Великий диагност общественных зол и недугов» .
На какое же явление русской действительности указывает сказка «Премудрый пискарь»? Сняты ли покровы порядочности с перепуганного, дрожащего героя? Каким образом автор «присутствует» в сказке?
Зачем понадобилось это «вхождение» в текст? — вот вопросы, которые подводят учащихся к формулированию положительного идеала писателя.
Отмечается, что в сатирическом произведении обычно не бывает положительных героев, ведь задача автора заключается в разоблачении и осуждении порока. Используя прием гротеска, Салтыков в утрированной форме изобразил существование премудрого пискаря, доказав, что так жить нельзя. Однако читателю виден авторский идеал — в тексте звучит голос самого писателя: «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат.
Нет, это не граждане, а… бесполезные пискари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия…»
Учитель, моделируя занятие, продумывает степень своего «вмешательства» в ход ученических рассуждений. Особенно это касается финальной части занятия. Так, например, у старшеклассников вызывает затруднение вопрос «Почему неясна причина смерти пескаря?».
Здесь, на наш взгляд, учитель сам должен сформулировать вывод — в такой концовке отражается существенная особенность мировоззрения писателя, который утверждал: «Мы принимаем за жизнь то, что, собственно, заключает в себе лишь призрак жизни… Исследуемый мною мир есть воистину мир призраков». При этом необходимо отметить, что Салтыков-Щедрин сам дал определение такому понятию, как «фантом»: «…это такая форма жизни, которая силится заключить в себя нечто существенное, жизненное, трепещущее, а в действительности заключает лишь пустоту». Напуганные интеллигенты-либералы, по мнению писателя, устранившиеся от активной борьбы, вели призрачную «жизнь-дрему».
Под пером Салтыкова-Щедрина концепция двух действительностей — «настоящей» и «призрачной» — приобрела острое звучание.
Как нам представляется, постижение творческой индивидуальности М. Е. Салтыкова-Щедрина способствует формированию читательской компетенции старшеклассников, учит их внимательно и вдумчиво работать с текстом художественного произведения.
После проведения занятия школьники готовы к самостоятельной интерпретации выбранной ими сказки, что и становится их Домашним заданием.
Специфика работы со сказками М. Е. Салтыкова-Щедрина на занятиях спецкурса