«Спор» анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
Стихотворение «Спор» является одним из последних произведений выдающегося отечественного поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Впервые произведение было напечатано в 1841 году в журнале «Москвитянин» за месяц до смерти поэта. На странице записной книжки, которая предшествовала тексту «Спора», Лермонтов написал всего одно слово: «Восток».
Вероятно, автор хотел открыть произведением новый цикл стихов, посвященных Кавказу, но впоследствии передумал.
Стихотворения Лермонтова считаются вершиной русского романтизма, и «Спор» — одна из жемчужин этого литературного направления. Доказательством того, что данное произведение относится к Романтическим работам, выступает изображение объектов природы как живых людей. При написании стиха автор обратился к одному из своих излюбленных жанров: аллегорической Балладе.
В стихотворении поднимается проблема конфликта двух укладов жизни, органично вплетенная автором в сюжетную канву произведения. Эта борьба противоположных устоев представлена философскими поисками Лермонтова, размышлявшем о взаимоотношениях человека и природы, предназначении России, проблеме «Восток — Запад».
В смысловом отношении «Спор» близок к «Трем пальмам», другому стихотворению Лермонтова, которое было написано двумя годами ранее. В обоих произведениях представлена схожая сюжетная и композиционная система: так, спор между горами перекликается с разговором деревьев, наступление войск — с появлением каравана. Однако можно заметить, что авторское отношение к деятельности человека, описанной в двух стихотворениях, за пару лет несколько изменилось.
Если при написании «Трех пальм» Лермонтов в свойственном ему романтическом стиле подчеркивал только отрицательные стороны воздействия цивилизации на природу, то в «Споре» поэт отметил и достоинства прогресса. Так, неодолимая и движимая сила русских войск противопоставляется «мертвой стране», символизирующей Кавказ. Россия представляется мощью, которая способна пробудить Восток.
При этом Лермонтов признает идею о том, что цивилизация обладает и губительным влиянием, но оно представляется поэту неизбежным.
Взаимоотношения природы и человека — не единственная Тема, поднимаемая Лермонтовым. В центре внимания автора стоит такое грандиозное событие, как завоевание Кавказа Россией. Лермонтов не дает однозначную оценку этому историческому факту, однако в речи, произнесенной Казбеком, можно разгадать сочувственное отношение поэта к завоеванным народам «дряхлого» Востока. Далее, используя прием Антитезы, автор рисует образ могучей и живой России с ее силой, противоположной «сонному» Кавказу. Данное противопоставление близко к поставленной славянофилами проблеме «Восток — Запад».
Вот только в тексте «Спора» как будто бы и нет Запада: поэт подчеркивает, что боевые батальоны идут с «севера темного». Это является намеком на отношение Лермонтова к России как к самобытному народу, обладающему уникальной историей развития, который противопоставляется как Востоку, так и Западу.
По своему характеру «Спор» — это повествовательное произведение, имеющее стремительно развивающийся сюжет. Главными героями стихотворения являются две горы: Казбек и Шат . Их дискуссию, которую трактуют как противостояние двух сторон Света, прерывает стремительное наступление русских войск «прямо на восток». Упомянутый идущий во главе полков «генерал седой» — это выдающийся военачальник Алексей Петрович Ермолов, главнокомандующий Отдельным Кавказским корпусом.
Таким образом, Михаил Юрьевич Лермонтов делает отсылку к событиям Русско-персидской войны .
Строки баллады написаны Хореем, двудольным размером с ударением на первом слоге в стопе, и объединены перекрестной рифмовкой. Стихотворение отличает яркая образность, иносказательность, многообразие троп. Лермонтов широко использует различные средства выразительности: олицетворения , эпитеты , а также сравнения .
Характеры главных героев, Шат-горы и Казбека, помогают понять их реплики, которые и создают впечатление спора двух неодушевленных объектов.
В произведении «Спор» Лермонтову удалось необычайно талантливо совместить красоту поэтического слога и философские вопросы, не теряющие своей актуальности и в наше время.
«Спор» анализ стихотворения Лермонтова, сочинение