Способы осмеяния пороков в рассказах А. П. Чехова
Рассказы А. П. Чехова читать очень интересно: внимание писателя останавливается не на том, что ясно и очевидно, а на том, что едва заметно, что прячется под обычной и привычной повседневностью. Яркий факт социального зла и неправды, резкий и бросающийся в глаза, — частный случай из жизни простого обывателя, но таких случаев тысячи. Чехов-писатель видит то, чего не видит рядовой наблюдатель. Говоря с одинаковой интонацией о большом и малом, Чехов не делал различия между крупными и мелкими явлениями, значительными и незначительными событиями. Внимание писателя направлено на создание такой ситуации, в которой проявляются настоящие человеческие качества героя. Финал рассказов писателя лаконичен, действие обрывается неожиданно, но ситуация и поведение героев в ней содержат определенный моральный вывод. В рассказе «Толстый и тонкий» Чехов высмеивает добровольное холопство и чинопочитание. Толстый говорит тонкому, что искренне рад встрече с гимназическим приятелем, и тонкий сначала ведет себя с ним на равных.
Но стоит тонкому узнать, что бывший одноклассник преуспел по службе, имеет две звезды и стал «его превосходительством», он вдруг бледнеет и начинает вести себя подобострастно и заискивающе. В «Смерти чиновника» мы тоже встречаемся с человеком с холопской душой. Червяков, наслаждающийся в театре «Корневильскими колоколами», нечаянно чихнув на лысину статского генерала, начинает бесконечно перед ним извиняться. Генерал давно простил Чер-вякова, сказал, что не собирается преследовать его по службе. Но у Червякова до того развито чувство подобострастия перед высшими чинами, что он не понимает простого человеческого языка, у него перед глазами одно: нарушил нормы поведения. И по собственной глупости, привыкнув унижаться и трепетать, услышав генеральское «Пошел вон!
«, Червяков умирает. В рассказе «Хамелеон» — мгновенные перепады от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству. Эти черты хамелеонства полицейского надзирателя Очумелова получили широкий смысл, они есть и у пострадавшего Хрюкина, совершенно не вызывающего никакого сочувствия, и у дьячка из «Хирургии», и у самого «хирурга» — земского фельдшера Курятина.
Курятин исполнен гордости от знакомства с сильными мира сего и презрения к злосчастному пациенту и ему подобным: «Ничто тебе, не околеешь! » Рядом с хамелеонами разных мастей в один ряд выстраиваются пришибеевы — блюстители порядка, добровольные соглядатаи, и хранители основ. Безусловная вера в незыблемость этих основ свойственна всем — и сильным, богатым, властвующим, и слабым, униженным, оскорбленным. Люди видят в себе не людей, а чины и состояния, — на этот, по их мнению, и держится современный порядок жизни. В рассказе «Унтер Пришибеев» местное начальство никак не может втолковать добровольному блюстителю порядка унтеру Пришибееву, что не нуждается в его услугах.
Но Пришибеев усердствует — он чувствует себя опорой порядка и хочет разъяснить самому мировому судье некоторые полезные истины, думая, что никто, кроме него, это не делает лучше. Чехов решительно выступал не только против преклонения перед высшими чинами, но и против преклонения перед деревенским укладом жизни к патриархальностью сельской общины. В рассказе » Злоумышленник» писатель отри цает идеализацию прос того мужика. Денис Григорьев никак не может понять, почему нельзя отвинчивать гайки на железнодорожных путях: руководствуясь собственной логикой, кроме ев о их потребностей, он ничего больше не хочет знать,. в своем ограниченном мирке Денис достаточно хитер, ко его мирок беден, убог и смешон!
Читая рассказы Чехова, мы от веселого смеха над несуразностями жизни, от горестного удивления перед вопиющими глупостями жизненного уклада людей приходим к ощущению необходимости и возможности изменить жизнь человека.
Способы осмеяния пороков в рассказах А. П. Чехова