• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Пророк» и М. Ю. Лермонтова «Пророк»

 

Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Пророк» и М. Ю. Лермонтова «Пророк»

Тема поэта и поэзии является классической для русской литературы. Так, два самых ярких представителя золотого века — Пушкин и Лермонтов — также не оставили без внимания эту тему. Но они, естественно, по-разному подошли к решению проблемы о назначении поэтического творчества. Тема поэта для Лермонтова была глубоко личной. Вместе с тем, лермонтовские стихотворения о роли поэта и поэзии связаны с предшествующей литературой .

В стихотворениях Пушкина акцент сделан на внутренней позиции поэта-пророка, который, хотя и не принят «толпой», не способен изменить голосу собственной совести. Поэт у Пушкина брезгливо отталкивается от толпы, гонит ее: Подите прочь — какое дело Поэту мирному до вас! . Внутренняя позиция поэта не подвергается критике или осуждению. Поэт охотно идет на разрыв с толпой и устремляется к союзу с народом в будущем: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал… Лермонтову исторический оптимизм Пушкина уже кажется иллюзией . Ему недостаточно одной лишь веры в справедливость внутренней позиции поэта.

Ему нужно иметь оправдание в реальности, получить неопровержимую объективную опору. Однако действительность зачастую противоречит идеальным представлениям о высокой миссии поэта. У поэтов есть стихотворения с одним и тем же названием — «Пророк», которые являются своеобразными декларациями Пушкина и Лермонтова. Стихотворение Александра Сергеевича написано в 1826-м году. Оно рассказывает о перерождении обычного человека в поэта-пророка.

Автор указывает на необходимые пророку качества: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы… И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет… И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой… И угль пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул…

После мучительных метаморфоз перерожденный человек остается недвижим, потому что, несмотря на то, что он получил замечательные способности, он не имеет цели. Тогда Бога глас воззвал к поэту: «Глаголом жги сердца людей». Последнюю строфу можно считать, по мнению Пушкина, назначением поэзии. К тому же поэт в самом начале стихотворения фразой — «Духовной жаждою томим» — отделяет «искателя» от остальных, намекая на невозможность заполнения сердца и духа в условиях жизни среди толпы. Как известно, Пушкин вообще во многих стихах противопоставляет «толпу» и «творца».

Поэт уходит от общества: «В пустыне мрачной я влачился…» В лермонтовском же стихотворении «Пророк» 1841-го года, являющимся как бы продолжением пушкинского, уже не поэт гонит толпу, а толпа изгоняет пророка. Лермонтовский поэт не понят «ближними». Действительно, у Пушкина пророк, получая назидание от Бога, оставляется в покое, мы не знаем его дальнейшей судьбы.

Лермонтов же как бы продолжает историю: Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Поэт расширяет понятие «толпа», которое становится синонимом слова «народ». Это подчеркивает глубину разрыва между пророком и толпой.

Пушкинский же поэт, сознательно порывая с толпой, не мыслил разрыва с народом. Неслучаен призыв к нему Бога: «Глаголом жги сердца людей». То есть творчество поэта должно быть посвящено служению людям, должно быть к ним направлено.

У Лермонтова же этот разрыв стал фактом: «любви и правды чистые ученья» дороги только для поэта, реальное же их значение ничтожно. Сознание полной, абсолютной, в отличие от Пушкина, оторванности пророка от людей сообщает стихотворению Лермонтова трагизм, но все же не ведет к отрицанию поэзии как высшего искусства: Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня… Да, у Лермонтова искусство пока не служит народу, оно не «жжет глаголом», оно лишь для немногих, но исключительность и божественность назначения поэта и поэзии все равно подчеркивается.



Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Пророк» и М. Ю. Лермонтова «Пророк»

Другие сочинения по теме:

  1. Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова «Пророк» В 1826 году А. С. Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском, пишет стихотворение «Пророк». Чуть позже, отправляясь на аудиенцию к...
  2. Пророк Пушкина и Лермонтова Спустя 15 лет после написания Пушкиным стихотворения «Пророк», Лермонтов, которого многие считают преемником Пущкина, пишет новое стихотворение «Пророк» — свое...
  3. Связь стихотворений «Пророк», «Арион», «Памятник» А. С. Пушкина В 1827 году Пушкин написал стихотворение, посвященное декабристам, — «Арион». Так как оно предназначалось для печати, то поэт прибегнул к...
  4. Стихотворение «Пророк» А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова В поэзии всех веков есть стихи на многие извечные темы: любовь, дружба, смысл жизни, тема природы. Назначение поэта и поэзии...
  5. Сравнительный анализ стихов А. С. Пушкина «Туча» и М. Ю. Лермонтова «Тучи» У двух величайших русских поэтов — Пушкина и Лермонтова — есть стихотворения с практически одинаковыми названиями. А 1835 году Пушкин...
  6. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Пророк» В 20-е годы XIX столетия завершилось самоопределение А. С. Пушкина как первого в истории русской литературы национального поэта. В это...
  7. Анализ стихотворения Пушкина «Пророк» В стихотворении есть «событийный» сюжет, показывающий процесс перерождения поэта, не удовлетворенного своей деятельностью, в поэта-пророка, способного «глаголом жечь сердца людей»;...
  8. Сравнительный анализ стихотворений «Silentium» Ф. И. Тютчева и О. Э. Мандельштама Стихотворение Тютчева . Ведущий троп в этом стихотворении — метафора : «встают и заходят оне», «сердцу высказать себя», «взрывая, возмутишь...
  9. Образ поэта-пророка в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов… Два великих поэта Золотого века русской литературы. Такие разные и, в то же...
  10. Поэт и общество в лирике М. Лермонтова Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В его произведениях это тема активных и...
  11. Сравнительный анализ стихотворений Анна Ахматова «Проводила друга до передней» и Марина Цветаева «Ушел — не ем…» Анна Ахматова — Марина Цветаева. Они обе жили в одну эпоху, пели эту эпоху, плакали над нею вдвоем… И обе,...
  12. Сравнительный анализ стихотворений Саши Черного «Санкт-Петербург» и Осипа Мандельштама «Петербургские строфы» Санкт-Петербург… Вокруг этого города создано множество мифов, его образ не перестает волновать поэтов, писателей, художников, музыкантов. Каким же видят Санкт-Петербург...
  13. Зміст вірша Лермонтова «Пророк» «Пророк», написаний в 1841 році, — один із самих останніх віршів Лермонтова, його поетичне прощання й заповіт. А початок його...
  14. Сравнительный анализ творчества Лермонтова и Григорьева Наличие прямой жанровой традиции «Евгения Онегина» маскируется выпадением одного важного звена в образовании всякой преемственности: отсутствует ближайший круг литературных спутников...
  15. Сопоставительный анализ стихотворений А. С. Пушкина Сопоставительный анализ стихотворений А. С. Пушкина »Я помню чудное мгновенье… » и Ф. И. Тютчева »Я встретил Вас и все...
  16. Аналіз вірша Пушкіна «Пророк» В 1826-ом року, через рік після повстання декабристів, великий російський письменник і поет Олександр Сергійович Пушкін пише свій знаменитий вірш...
  17. Образ поэта в лирике М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина Глаголом жги сердца людей А. С. Пушкин Проснешься ль ты опять, осмеянный Пророк? М. Ю. Лермонтов Описание событий в романах...
  18. Анализ стихотворений Пушкина «Зимняя дорога» и Тютчева «Чародейкою Зимою» Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Чародейка-зима...
  19. Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта». При анализе первой строфы важно отметить, что судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще...
  20. Контрольное произведение по творчеству А. Пушкина и М. Лермонтова Цель: развивать письменную связную речь и творческие способности учеников; обобщить и систематизировать знания учеников по изученной теме; воспитывать стремление достичь...
« Проблематика повести В. Распутина «Прощание с Матерой»
Петербург в русской классической поэзии »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения