Сравнительный анализ стихотворений М. Ю. Лермонтова «Молитва странника» и «Молитва»
В поэтическом творчестве М. Ю. Лермонтова есть два стихотворения с похожими названиями — «Молитва странника» и «Молитва» . Оба они глубоко личностны, отражают психологическое состояние лирического героя. «Молитву странника» можно назвать любовным стихотворением. В своеобразной форме — обращению к Богородице — лирический герой признается в любви к девушке.
Он говорит, что просит не за себя — со своей участью герой смирился и несет свой крест. Но за судьбу любимой девушки он просит у Божьей матери — «теплой заступницы» всех женщин на земле. Чего же просит герой для своей любимой?
Думаю, в его просьбе сформулирован не только идеал счастливой женской доли, но и счастливой жизни вообще. Герой хочет, чтобы его возлюбленная была окружена достойными людьми , чтобы она полноценно жила в молодые годы и была спокойна старости , а в печальный час смерти чтобы ее душу принял лучший ангел. Интересно, что в этом стихотворении образ самого героя уходит на второй план, уступая место образу лирической героини. Об этом свидетельствует уже первая строфа произведения: Я, Матерь Божия, ныне с молитвою Пред Твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием… Возлюбленная героя предстает здесь как нежная, кроткая, юная девушка, как чистое и светлое существо.
Об этом говорят эпитеты «дева невинная», «душа достойная», «сердце незлобное», «душа прекрасная». В стихотворении четко прослеживается контраст между главным героем и его возлюбленной. Себя герой характеризует как пустынного странника, принадлежащего к «миру холодному», а лирическую героиню причисляет к «теплому миру».
Возможно, поэтому они не могут быть вместе . В стихотворении много эпитетов и метафор , есть парафраз . Интонационно стихотворение довольно спокойно и ровно, что передает интонацию православной молитвы.
В стихотворении «Молитва» в центре внимания находится внутренний мир лирического героя. Он в исповедальной форме рассказывает о действии на его душу «молитвы чудной». И в некоторых моментах произведения на первый план выходит образ молитвы — она рисуется поэтом как некое живое существо, посланница небес, помогающая людям, облегчающая их земные страдания: Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. Лермонтов как поэт знал о чудодейственной силе слова. Поэтому он, как никто другой, понимает силу молитвы как «созвучья слов живых».
Возможно, они не всегда понятны простому человеку, однако воздействие их огромно и целительно: С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко…. Практически все эпитеты стихотворения связаны с описанием молитвы: «молитву чудную», «сила благодатная», «слов живых», «святая прелесть». Использует Лермонтов в произведении и метафоры: «теснится ль в сердце грусть», «дышит прелесть», «сомненье далеко»; сравнение «с души как бремя скатится».
В этом стихотворении перед нами предстает совсем другой образ лирического героя. Здесь он раскрывает свою душу, и мы понимаем, что герой — не холодный пустынник, а человек, способный страдать, сомневаться, даже плакать. Можно сказать, что две «Молитвы» Лермонтова дополняют друг друга, поскольку позволяют «собрать» более полный и разносторонний образ лирического героя. Мы видим, что герой, несмотря ни на что, верит в Бога. Не находя опоры вокруг себя, он обращается к высшим силам за помощью.
А помощь эта ему необходима — герой обладает ранимой и чувствительной душой, сильно страдает, часто испытывает невыносимую боль. Именно они и сделали его холодным, закрытым, внешне черствым. Однако герой способен любить и ценить прекрасное, кроется ли оно в душе девушки, или в святых словах молитвы.
Сравнительный анализ стихотворений М. Ю. Лермонтова «Молитва странника» и «Молитва»