Становление характера героини драмы Г. Ибсена «Кукольный дом»
Мне надо остаться одной, чтобы разобраться
В самой себе и во всем прочем.
Г. Ибсен
Пьеса «Кукольный дом», написанная в 1879 году, до сих пор является самой популярной из драм Ибсена. Именно ее чаще всего ставят театры всего мира. Отчасти это потому, что «Кукольный дом» оказался одним из важнейших произведений о борьбе женщины за свои права.
Но главная причина — в образе главной героини Норы, оказавшемся таким сложным, ярким и неоднозначным, что актрисам до сих пор интересно его играть.
Наше отношение к героине изменяется по ходу чтения пьесы. Сначала Нора — любимая игрушка своего мужа Хельмара, «девочка-жена», мотовка и лакомка. В сценах с мужем и детьми она сама кажется избалованным ребенком. В ней есть даже присущая детям неосознанная жестокость.
Нора не замечает любви смертельно больного старого доктора Ранка. Она искренне считает, что можно занять денег, не думая, как их отдавать: «А что о них думать? Ведь это же чужие!» Нора не нашла времени, чтобы написать письмо своей лучшей подруге Кристине Линне, когда та овдовела. Неудивительно, что приехавшая искать работу фру Линне, на плечах которой долгие годы была забота о матери и братьях, разговаривает с Норой снисходительно.
И тут уязвленная Нора раскрывает свою тайну: восемь лет назад, когда муж был тяжело болен, она заняла большую сумму денег и увезла его в Италию. Теперь хозяйка «кукольного дома» отказывает себе в самом необходимом, выплачивая этот долг. И не рассказывает об этом мужу — не хочет, чтобы он чувствовал себя обязанным ей.
А еще с чисто женским лукавством хочет приберечь его благодарность на потом, когда она уже не будет такой молодой и хорошенькой.
Кредитор Норы, неприятный и скользкий Крогстад, хочет через нее повлиять на Хельмера и удержаться на службе в банке. Иначе он расскажет всем, что Нора подделала на векселе подпись своего отца. Конечно, она могла бы обратиться за помощью к старому другу семьи, доктору Ранку.
И вот тут легкомысленная птичка Нора, вслух мечтавшая о каком-нибудь наследстве, показывает подлинное душевное благородство — не пользуется любовью Ранка. «Теперь вы ничего не можете сделать для меня. Впрочем, мне, пожалуй, и не надо никакой помощи». Она не только щадит чувства доктора, она верит в собственного мужа, полагая, что он с радостью возьмет ее вину на себя.
Нора ждет чуда, чуда любви и самопожертвования. Но вместо этого Хельмер, прочитавший письмо Крогстада, обвиняет Нору во лжи и аморальности, даже не узнав, ради кого она все это сделала. Он боится, что из-за преступления жены по страдает его карьера директора банка.
Нора слушает упреки с застывшим лицом: чуда не происходит. Рядом с ней все эти годы был чужой человек, трусливый и жестокий. И вдруг обстоятельства снова меняются: Крогстад отказывается от своих притязаний.
Хельмер готов все забыть, простить жену и зажить по-прежнему. Но в душе Норы за эти дни страха и ожидания происходит большая работа. Она впервые задумывается над собственной жизнью. «Я хочу сказать, что я из папиных рук перешла в твои.
Ты все устраивал по своему вкусу, и у меня стал твой вкус… Меня поили, кормили, одевали, а мое дело было развлекать, забавлять тебя, Торвальд. Вот в чем проходила моя жизнь… Ты и папа много виноваты передо мной.
Ваша вина, что из меня ничего не вышло». Она понимает, что и своих детей воспитывала неправильно: «Я была здесь твоей куколкой-женой, как дома у папы была папиной куколкой-дочкой. А Дети были уж моими куклами. Мне нравилось, что ты играл и забавлялся со мной, как им нравилось, что я играю и забавляюсь с ними».
Теперь она не желает быть куклой, ребенком, которого побранили и простили.
Героиня Ибсена хочет сама разобраться во всем — в религии, человеческих взаимоотношениях, в законах, которые противоречат морали.
Нора впервые почувствовала себя человеком. Теперь у нее есть цель в жизни: «Мне сначала надо решить другую задачу. Надо постараться воспитать себя самое.
И не у тебя мне искать помощи. Мне надо заняться этим одной. Поэтому я ухожу от тебя «. Она больше не любит своего мужа и не хочет оставаться в его доме только ради приличий.
Женщина разрывает все прежние связи и, как бабочка, вылетает из кокона. Никто не знает, как сложится ее новая жизнь. Наверняка в ней будут трудности.
Но, чтобы ни случилось, Нора выдержит это, потому что наконец обрела внутреннюю силу и чувство собственного достоинства.
Становление характера героини драмы Г. Ибсена «Кукольный дом»