«Старик» анализ стихотворения в прозе Тургенева
История создания
Стихотворение в прозе Тургенева «Старик» было написано в июле 1872 г. и напечатано в 1882 г. в №12 «Вестника Европы» среди первых 50 стихотворений, переданных редактору журнала Стасюлевичу. Весь цикл стихотворений Тургенев в 1979 г. собирался назвать словам, которое в переводе с латыни означает «Посмертные», а, сдавая в печать, переименовал в «Старческие». Тургеневу к моменту написания «Старика» был 61 год, в конце 19 в. он сам считался глубоким стариком.
Литературное направление и жанр
Сам Тургенев определил жанр присланных произведений как «стихотворения без рифмы и размера». Новаторство жанрового определения, ставшего заголовком произведений — «Стихотворения в прозе» — в том, что эти маленькие прозаические произведения, больше всего похожие на философские эссе, очень разнородны по своей жанровой принадлежности, что делает их чтение подряд нескучным.
Все «Стихотворения в прозе» относятся к направлению реализма, которому Тургенев не изменял в своем творчестве.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение в прозе «Старик» невелико по объему. Тургенев обращается к волнующей его теме старости. Есть много способов принять старость.
Современному энергичному человеку свойственно ее не замечать или бороться с ней с помощью медицины, ведя здоровый образ жизни. Но во времена Тургенева в России стариком считался уже 50-летний, причем к пожилым людям относились как к отжившим свое, к тем, чья жизнь души уже позади, кому остается влачить только жалкое существование слабого тела.
Тургенев в стихотворении разрушает эту общественную установку. Для него старость — печальное время сумерек, в которое нужно уйти в себя, наслаждаясь тем, что ты прожил. Тургенев выделяет эту особенность старости — умение видеть в темноте, видеть только опытом много прожившей души.
Основная мысль стихотворения состоит в попытке принять старость не как время дряхлости или бездеятельности, а как особое время внутренней жизни, самоанализа. Эта философская мысль нова в литературе 19 в.
Крошечное произведение построено по все правилам риторики. Первая часть описывает крушение мира старика. Следующая часть — ряд риторических, но очень актуальных для старых людей вопросов.
Автор утверждает, что скорбеть и горевать бесполезно.
Следующая, самая длинная часть — советы старику, как жить прошлым. Тургенев находит яркую метафору, чтобы образ стал понятным и объемным.
Конец этого философского эссе неожиданный, как в новелле. Смысл концовки в том, что ничто не сделает старость счастливой, разве только мудрой, Старик может примириться со своим положением, но не изменить его. Обращение к старику в последнем предложении и жалость к нему — это горькая ирония, ведь лирический герой уговаривает самого себя.
Тропы и образы
Основной троп для создания образов в данном стихотворении в прозе — метафора. С помощью метафор Тургенев рисует старость, сравнивая ее с темнотой и холодом, то есть с зимой, которая, впрочем, не упоминается. Таким образом, Тургенев использует традиционную метафору, чтобы показать обычный взгляд на смерть, используя частные метафоры темные тяжелые дни, холод и мрак старости. Тургенев указывает на разрушение и увядание жизни старика: «все… никнет и разрушается».
Увядание связано с концом жизненной стези: дорога идет под гору. Риторические вопросы только подчеркивают взгляд обывателя на старость как немощь.
Сравнение старика со старым деревом не ново в литературе. Но Тургенев использует свежие частные метафоры, разъясняющие привычную общую. Лист старого дерева мельче и реже, но он зеленый.
Зелень листа — символ жизни, которая в старике все та же, только менее явная внешне.
Тургенев советует старику уйти в себя, в свои воспоминания и жить ими . В последней части Тургенев употребляет эпитеты, противоположные эпитетам первой части: темный, тяжелый, засыхающий, покоробленный — пахучая свежая зелень, ласка и сила весны.
Точка зрения Тургенева далека от современного взгляда психологов на счастливую старость. Уход старика в себя — это начало его умирания. Человек живет до тех пор, пока сохраняет социальную активность, общение с другими людьми и с внешним миром.
Тургенев, безусловно, это чувствовал, потому что, вопреки собственным советам, опубликовал сокровенные мысли своей души — «Стихотворения в прозе».
Последнее предложение, призывающее несчастного старика не смотреть вперед, никак не соответствует христианской точке зрения на старение. Ведь смерть для христианина — как раз избавление от слабого и больного тела, начало вечности. Но кто не боится смерти?
Тургенев нелицемерно закрывает глаза перед неизвестным.
«Старик» анализ стихотворения в прозе Тургенева