Старые и новые в консервативных и модернистских литературных концепций
Влияние Готфрида Бенна способствовало возникновению консервативных и модернистских литературных концепций. Наряду с этим существовала поэзия, для которой главным принципом оставался гуманизм — правда, принципом без практических социальных связей.
Во второй половине 30-х годов развилась самобытная социально-критическая поэзия, которая исходила прежде всего из утопических представлений об обществе. Поэтому она решительно выступала против ограничения поэтических высказываний исключительно личными проблемами.
Представляемая Готфридом Бенном литературная концепция абсолютного воздержания искусства от социальных проблем оказалась весьма подходящей для политической и идеологической реставрации в Германии. Он сам был удивлен тем общественным резонансом, какой получили в послевоенном обществе его эссе «Изображенный мир» (1949) и автобиография «Двойная жизнь» (1950), в которой он выдвинул основной принцип полной несовместимости духовной и общественно-практической сфер жизни.
Бенн прокламировал уход поэта из историко-общественного мира. Такое двойное существование жизни и духа оправдывало любую социальную несостоятельность и обосновывало возврат к чистой форме как единственно возможному индивидуальному творческому акту. В стихотворных сборниках «Фрагменты» (1951) и «Дистилляция» (1953) он наглядно изобразил эту картину мира, картину всеобщей фатальности, в монологах лирического героя. Высокая художественная завершенность этих стихов придает им одурманивающую прелесть. Петер Рюмкорф охарактеризовал их как «Ла Палому интеллектуального полсвета» 26. Бенн умер в 1956 году.
В переписке с Бенном некоторые поэты, начавшие писать в 50-е годы, сформулировали свою программу. К их числу принадлежит и Ганс Эгон Хольтхузен (род. в 1913 г.), который в сборнике своих эссе «Неприкаянный человек» (1951) от имени «прошедшего года» и «христианского образа мысли» констатировал «заброшенность» человека.
В подобных же выражениях, как и в опубликованной им антологии «Обуянное бытие» (1953), предстает перед читателем мешанина из экзистенциалистских идей, консервативных представлений о порядке и воинствующего антикоммунизма. Похожую позицию занимали Хайнц Пионтек (род. в 1925 г.) и Эрнст Кройдер (1903-1972), в чьих стихотворениях лирический герой уходит из реального мира в некие экзотические дали.
Наряду с этим получали признание концепции модернизма, чьим теоретиком выступал прежде всего Вальтер Хеллерер (род. в 1922 г.), поэт, критик, эссеист, а с 1962 года — руководитель «Литературного коллоквиума» в Западном Берлине. С 1954 года он вместе с Гансом Бендером (род. в 1919 г.) издавал журнал «Акценте».
Здесь видна связь традиций модернистской литературы, начиная с немецкого экспрессионизма и кончая французским сюрреализмом, причем эти литературные течения рассматриваются как чисто литературное бунтарство, не связанное с историческими процессами.
Согласно модернистским концепциям, методически организованная «редукция» действительности имеет более важное значение, чем тема и предмет изображения. Речь идет не столько о передаче опыта, сколько о «восхищении словесным монтажом». Из-за этого утрачивается смысл стихотворения, доминирует его форма, что зачастую мешает читателю понять его содержание.
Издатель и «поэтолог», В. Хеллерер опубликовал также антологию «Транзит. Книга стихов середины века» (1954), «Теорию современной поэзии (1964) и, кроме того, стихотворный сборник «Другой гость» (1952).
Старые и новые в консервативных и модернистских литературных концепций