«Старые письма» анализ стихотворения Фета
Впечатляет искренность стихотворения, как будто автор действительно нашел старые письма, всколыхнувшие те воспоминания, которые своей силой причиняют боль. Хотя на момент написания произведения Афанасию Фету едва исполнилось сорок лет, строчки пронизаны столь мощным сожалением и ностальгией, что заставляют сжиматься сердце читателя.
Композиция стихотворения построена как диалог: лирический герой обращается к найденным письмам и к тому образу, который скрывается за ними. «Черты заветные», «свидетели немые» — так называет автор то ли строки письма, то ли свои воспоминания о той, которая их написала. Во всем стихотворении ни разу не указывается, кто же скрывается за «старыми письмами». Однако слова «доверчивость, надежда и любовь», эпитеты «задушевные», «светлые, святые, молодые» не оставляют сомнений в том, что послания эти — любовные.
Стихотворение обладает четко выраженной структурой. Первая строфа — предыстория, Завязка действия. «Давно забытые, под легким слоем пыли» — эти обстоятельства указывают на то, что все чувства, когда-то владевшие лирическим героем, отгорели и угасли. Но память о них осталась где-то в сокровенном уголке сердца, поэтому «забытые черты» сразу называются «заветными».
Словно отдернутый занавес, письма сразу раскрывают все воспоминания и переживания, связанные с той, что их писала. «Мгновенно воскресить» можно лишь то, что подспудно жило в тайниках души.
Вторая и третья строфа — Развитие действия. Лирический герой признает, что его роль в этой переписке и ее финал вызывают у него стыд, раскаяние, сожаление. «Я вами осужден», «горя огнем стыда», «тот ужасный час, когда прощались мы» — все это заставляет предположить некую трагическую развязку, обстоятельства, помешавшие ответить взаимностью.
Но в четвертой строфе — Кульминации произведения — звучит открытое раскаяние в своем поступке. «Доверился предательскому звуку,- Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!- Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку, Я осудил себя на вечную разлуку…» — эти слова передают порыв души, жаждущей все исправить своим сожалением и признанием вины. Даже то, что четвертая строфа удлинена на одну строчку, еще явственней показывает, что лирический герой торопится все высказать, раскаяться в своей слепоте и жестокости. Пока не возвратится мыслями в настоящее…
Заключительная пятая строфа несет в себе горькое разочарование, печаль, неверие в счастье. Письма, всколыхнувшие столь сильные чувства, остаются всего лишь письмами — устаревшими, неживыми. Все, что было связано с ними, невозвратимо ушло. «Души не воскресит и голос всепрощенья, не смоет строк и жгучая слеза», — с горечью говорит лирический герой.
В последней строфе словно перечеркивается вся болезненная радость, вызванная находкой, и волнение уступает место равнодушию.
Стихотворение написано шестистопным ямбом с одной безударной стопой в каждой строке, с перекрестной рифмой. Размер, как нельзя более подходящий к искреннему живому разговору: длинная строка позволяет отобразить самые тонкие оттенки чувства, а скорый ритм избавляет от возможной излишней сентиментальности.
Пронзительная лирика «Старых писем», покоряющая правдивостью переживаний, по праву делает это произведение Афанасия Фета одним из ключевых в его творчестве.
«Старые письма» анализ стихотворения Фета