Стефан Лиевич — образ «Нового человека» в украинской литературе
Ольга Юлиановна Кобылянская, выдающаяся украинская писательница и общественная деятельница, не могла не задумываться над тем, каким она хочет видеть человека будущего. С женщинами здесь все понятно, ведь многие ее произведения посвящены именно этому вопросу (женщина своими правами и положением в обществе должна приравняться мужчинам), а вот каким должен стать мужчина, как совершенствоваться? На этот вопрос писательница дает ответ пусть и эпизодичным, но важным образом Стефана Лиевича. Это студент-медик, который приехал на каникулы домой и познакомился с Еленой Ляуфер и другими молодыми людьми. Он сразу привлек к себе внимание молодежи, так как «чего уж… не повествовал!», а «они прислушивались к нему, будто бы апостол правды витал между ними…».
Стефан говорил о девушках, которые получали высшее образование, о том, что «эмансипация женская в Швейцарии или и в других краях — сия точка давно добыта» и что ему стыдно, так как «здесь женщины остались еще так позади от других народов.., равноправие с мужчинами… считают… какой-то химерой». Эти слова были близкими главной героине повести Елене, в лице Лиевича девушка нашла не только единомышленника, а и любимого. А еще когда убедилась, что это цельная натура, как он «направлялся безоглядно к одному, к праведному; …засматривался на женщин не глазами нынешнего грязного эгоизма, а человека человечного…».
Он не очень придерживался тонкостей бессодержательной и лицемерной «светской жизни», «не знал порядок гулять кадрили, а еще меньше в соответствующей волне прискакивать к дамам с плащом и перчатками». Зато тянулся к серьезным знаниям, к общественно-полезной работе, такой же хотел видеть и свою подругу, женщину вообще: «Пусть вооружается каждая по возможности, а оружие их… Сие — знание, Елена!». Лиевич не воспринимает того образа жизни (пьянство, флирт), который ведет много молодых людей, как, например, брат Елены Герман-Евгений-Сидор. Он стремится извлечь юношу «из сего болота, в которое вы как-то, еще такие молодые, залезли по уши: а так идете каждый раз все глубже!». Зато какой он нежный, заботливый, как пылко любит Елену, с какой порядочностью и честностью относится к ней.
«Сердечко, голубка, любимая, рыбка,- обращается к девушке этот «большой и здоровый», «настоящий московский медведь», целуя «чуть ли не каждый палец» любимой при расставании перед отъездом. У гордых и сильных, чувствительных к красоте, к музыке людей и любовь красивая. Вот сцена их объяснения: «Посреди игры встал и пошел к ней. Какая незабываемая минута! В каком неописанном потрясении находился он тогда — обычно спокойный, гордый! Признание его тогдашнее было лишь отголоском той музыки — скованная страсть. А она? Нежнейшие нервы дрожали, дрожали в ней. А уже оба носили в сердце любовь, однако и оба были гордые, и не хотели друг другу признаться, аж пока он первый начал… Не было сие какое-то упоение, что их обняло. Сие была сила глубокая, могучая, поднимающая сила, которая не знает никаких преград…». Прощаясь, Стефан просит Елену: «Не хлопочи, а берегись лишь.
Оставайся физически сильная, а тогда все легче будет». Писательница не идеализирует своего героя и вкладывает в уста Елены Ляуфер еще и такую характеристику Лиевича: «Он имел также свои блуди. Был скучный педант, был завистливый, был горячка…». Гибнет Стефан Лиєвич, как и подобает романтику (а эти черты ясно у него выделяются), на поле боя — «набрался где-то в госпитале тифа и умер», отдав себя избранному делу до конца. Главная героиня повести еще не раз будет встречаться со своим любимым — в снах, в письмах. Вот они в Еленином сне-мечтании «любовались собой и спорили, а между тем шумело море о старой песне, песне о любви», а вот последнее письмо Лиевича: «Любовь таки наилучшая из всего, что жизнь лишь имеет!».
И эта любовь для них — не просто чувство, страсть, а единение душ и взглядов на жизнь, бескорыстие, взаимное уважение, общая борьба за все лучшее в себе, общественно полезная работа. Такое возможно только у людей нового типа, которые придерживаются принципов равенства мужчины и женщины, достоинства Человека, который стремится к полнокровной и общественно значимой жизни. Итак, образом Стефана Лиевича Ольга Кобиыянская, на наш взгляд, начала галерею «новых людей», показала идеал будущего в отношениях мужчины и женщины. И этот идеал оказался таким привлекательным, что им будет восхищаться еще много поколений читателей.
Стефан Лиевич — образ «Нового человека» в украинской литературе