«Степь», анализ повести Чехова
Повесть «Степь» Чехов написал в конце 1880-х годов. Это был период, когда автор размышлял, анализировал свои жизненные ценности, стремился отыскать новые способы повествования. Это отразилось на содержании «Степи» — в ней встречаются совершенно новые, не встречавшиеся ранее у Чехова принципы строения повествования.
Произведение «Степь» является как бы экспериментом, в ходе которого ищутся новые стилистические пути.
У повести довольно простой сюжет: из родного дома в город везут Егорушку — мальчика лет девяти, чтобы отдать его в гимназию. Вместе с ним едут «два М-ских обывателя» — купец Кузьмичов, который является дядей Егорушки, и священник отец Христофор. Кузьмичов и Христофор едут продавать шерсть, а Егорушку захватили по пути. На протяжении всего времени поездки мальчик получает новые впечатления, которые в ходе повествования чередуются с мыслями и комментариями автора.
В этом и заключается сюжет повести, в которой все — степь, природа, люди описывается через восприятие Егорушки.
В «Степи» некоторые черты характера и внешность героев описываются глазами Егорушки. Но когда требуется изобразить развернутую характеристику героев, то это делается от имени автора, который как бы передает более высокий уровень сознания.
Кузьмичов в повести предстает как противник дополнительного образования и считает отправку племянника на учебу в гимназию капризом своей сестры. Это служит причиной его постоянных упреков в адрес Егорушки. Кузьмичова постоянно преследует страх, что им не удастся догнать купца Варламова, которому они со священником хотят продать шерсть по выгодной цене.
Отец Христофор представлен в повести человеком мягким и легкомысленным. За какое бы дело в своей жизни он ни брался — оно его, как правило, мало интересовало, а главным для него были суетливость, характерная для всякого мероприятия, и общение с людьми. И во время поездки в город он интересовался не столько шерстью или купцом Варламовым, а долгой дорогой, разговорами в пути, едой не вовремя.
Купец Варламов изображен в повести вездесущим и неуловимым человеком. На протяжении всего пути можно встретить его имя.
Образ степи соединяет в себе два противоположных друг другу настроения: тоска, одиночество и жажда красоты, предвкушение скорой счастливой жизни. Бричка, в которой едут герои повести, теряется в бескрайних просторах равнины посреди трав, выжженных солнцем. Куда ни бросишь взгляд — везде мерещится тоска, равнодушие и безжизненность.
Чеховские пейзажи в произведении одновременно и символичны, и реалистичны. Их оригинальность связана с мастерством писателя, который смог передать действительность посредством детского восприятия.
В завершение поездки Егорушка вступает на новый этап своей жизни, он становится совсем другим, более взрослым. Он будто пережил важную своей жизни, почувствовав, что вместе с этими людьми для него навсегда исчезло все то, что было пережито до настоящего момента.
«Степь», анализ повести Чехова