Степан Васильевич Руданский. Поэзия Руданского
Поэзия Степана Руданского с момента своего вызвала очень разнообразные оценки, даже отрицалась как неповторимое художественное явление и долгие года пролежала без внимания. Творчество Руданского опоздало к читателю, ощутимо не повлияло при жизни поэта на литературный процесс. Но оно не умерло в забвении. Его славе, к сожалению, посмертной, могут позавидовать и великие поэты. Так как эта слава из года в год возрастала не по изысканным малолюдным салонам, а под крышами миллионов трудящихся, которые часто не знали и имени творца тех песен и юморесок, которые пленили их ум и сердце. Расцвет оригинального творчества Руданского приходится на десятилетие, которое укладывается в 1851-1861 года. Это, как известно, было время жестокой реакции, когда всякая живая мысль была гонима, когда, по словам Шевченко, «от молдаванина до финна на всех языках» все молчало, а крепостническая Российская империя неотвратимо катилась к одному из наибольших своих кризисов…
Степан Васильевич Руданский родился 6 января 1834 года ( 25 декабря 1833 года по старому стилю) в с. Хомутинцы Винницкого уезда на Подолье. Семейство Руданских было большое, доходы же приходского священника маленькие. Отец Руданского не получил хорошего образования, закончил лишь несколько начальных классов духовной семинарии в Каменце-Подольском, где потом работал в духовной консистории, а незадолго до рождения сына Степана принял Хомутинецкий приход. Отец Василий оберегал детей от крепостной среды, пренебрегал родным языком и народными обычаями. И даже не мог предположить, что его усилия напрасны, иначе едва ли он взялся бы так настойчиво готовить наиболее молодому сыну духовную карьеру. В 1841 году Степана отдалили в Шаргородскую бурсу, где ему пришлось пробыть долгих восемь лет, после чего он продолжил обучение в Каменец-Подольской семинарии. Обстановка в духовных учреждениях первой половины девятнадцатого столетия хорошо известна. Правда, вопреки всей гнетущей бурсо-семинарской атмосфере Руданский учился хорошо, а кроме этого, еще и находил время для занятий, которые уже тогда интересовали его. Он приходил в восторг от собирания украинских народных песен, а в семнадцать лет Степан Руданский сам начал сочинять…
Любознательного, способного юношу, которым был Руданский, не могло не пленить народное творчество. В нем он мог найти ответы на десятки вопросов, которые волновали его, на которые официальная наука не могла ответить. Из дум и исторических песен, распространенных всюду безымянными кобзарями и лириками, возникало перед ним героическое прошлое Украины. Он жаждущим сердцем поглотил всю радужную духовную красоту народа, которая прослеживалась в его песнях, увлекался веселой мудростью простого человека, его талантом силой смеха убить своего угнетателя — этот смех искрился с анекдоиа, шутки, поговорки каждого простого подолянина. В провинциальной глуши, кроме тех немногочисленных жемчужин мировой культуры, которые можно было почерпнуть, это был, наичистейший и самый доступный источник истинной красоты. Возможно, именно с этого увлечения и начинался Руданский-поэт, в творчестве которого фольклор занял место неисчерпаемой казны тем, идей, образов…
…В июле 1855 года Руданский, закончив семинарию, отправился в далекую северную столицу. Аттестат, в котором из всех предметов стояло или «весьма хорошо», или же «отлично хорошо», открывал ему путь в найпрестижнейшие учебные заведения. Он и отправился в Петербург будто с целью поступить в тамошнюю духовную академию. Руданский вместо духовной академии оказался в Медико-хирургической. Впереди было шесть лет обучения, лет прекрасных и ужасных. Со временем, прощаясь с Петербургом, Руданский назвал его «горном адским, что немало родной силы пожгло» но тем не менее и не сетовал, так как «суровым железом с землей и ржавчиной» попал к городу, оно же его перетопило и перековало и «сухим и твердым пустило от себя»… За самостоятельный выбор жизненного пути пришлось расплачиваться страшной бедностью. Разрыв с отцом лишил его даже той мизерной поддержки, на которую тот был способен. Понятно, что голодные года в Каменец-Подольском, а потом в холодном туманном Петербурге не могли не отразиться на здоровье Руданского. На последних курсах академии он заболел, и с того времени фатальная болезнь все время висела над ним дамокловым мечом до тех пор, пока не свела в могилу…
Руданский отличался огромной творческой трудоспособностью, чрезвычайным мастерством. Очевидно, техника стихосложения для него не представляла никаких трудностей. За датированием произведений мы видим, что Руданский за один день мог написать три, четыре, а то и пять юморесок. На протяжении какой-то недели зимой 1857 года он создал огромную сказку «Царь Соловей»; в один день, 8 июля 1859 года, им написаны баллады «Верба» и «Тополь». Можно вообразить, сколько мог бы сделать для литературы этот талантливый и трудолюбивый человек, если бы судьба оказалась к нему хотя бы немного благосклонней. Летом 1861 года Руданский закончил обучение. Учитывая его болезнь руководство академии просило министерство внутренних дел использовать выпускника на гражданской службе. Руданский получил назначение в Ялту на должность городского врача. 1 сентября поэт бросил Петербург. Солнечная Ялта подарила поэту немного радостей. Жалованье Руданскому положили мизерное — девятнадцать карбованцев и пять копеек на месяц. Этого едва хватало для оплаты квартиры. Особенно тяжело жилось ему первых два года, когда приходилось питаться одной таранью, которая, в конце концов, привела к тяжелому заболеванию. Со временем, когда удалось добиться дополнительной работы, положение немного улучшилось, но не настолько, чтобы он мог считать себя свободным от забот о необходимом. В сентябре 1863 года Руданский писал брату:
«Теперь я очень как-то стал мило смотреть на людей, так как и мне как-то сделалось лучше. Кончилось уже (не знаю только, надолго ли) мое тринадцатилетнее голодание. …Я уже смогу каждый день свой обед иметь. И только то что обед, а ужина еще за эти деньги иметь не смогу…»
Михаил Комаров вспоминал слова друга Руданского, художника В. Ковалева, об исключительной скромности и доброте поэта: «…Карие глаза его светились несказанной добротой, которая была наилучшим признаком его души. Одевался он всегда просто, как и жил. Недолюбливал господ, зато бедных людей и сам любил, и они его любили. Заболеет, бывало, бедный мужчина,- сейчас же к врачу Руданскому. Этот и поможет, и денег не возьмет. Бывало и так, что бедному мужчине негде жить, так Руданский дает свой дом, кормит, чем Бог послал, и не ждет никакой оплаты»…
Обессиленный тяжелой болезнью, надломленный морально, Степан Руданский 3 мая (21 апреля по старому стилю) 1873 года умер. Поэзия же его не умирала никогда: родившаяся под башнями древнего Каменца, под пасмурным небом Петрополя, она жила в народе даже во времена наибольших гонений на украинское слово и с каждым годом все больше открывала людям свои драгоценные сокровища… Лирическое наследство Руданского небольшое: в последнее, академическое, трехтомное издание произведений поэта вошло всего тридцать четыре стиха. Пятнадцать из них имеют одинаковое название «песня». Все песни Руданского — это романсы с народнопесенной основой или же песни (например, «Сиротина я безродная», «Ты не моя», «Меня забудь»), тяготеющие к жанру песни с литературной традицией.
Расскажите об основных событиях жизни С. Руданского и его общественно — политических убеждениях. Под влиянием каких факторов развивался талант поэта? 8. Произведения каких видов и жанров писал Руданский? Почему произведения поэта, которые не были напечатаны при его жизни, не потерялись? Кем они сохранены?
Степан Васильевич Руданский. Поэзия Руданского