Стихотворение А. С. Пушкина » К морю»
Море… Умом мы понимаем, что море — это огромное количество соленой воды, в которой обитают животные и растения. Из учебников географии мы знаем, что моря влияют на круговорот воды в природе и влажность воздуха. Но ни одна книга и ни один ученый не сможет описать эмоции, которые рождаются в твоем сердце, когда ты стоишь на каменистом берегу моря!
Бесконечная водная гладь, переливающаяся всеми цветами радуги, отражающая солнце, таящая в себе множество тайн и загадок. Море влечет к себе своей свободой, сильной энергией, величественностью. А если смотреть на море с высокой горы, то можно увидеть, что Земля — круглая, и еще больше ощутить бесконечность воды, ее волнение и постоянное движение. Поэты — люди с очень тонкой душой, воспринимающие окружающую действительность иначе, чем все остальные. Поэзия романтизма давала таким творческим людям, как А. С. Пушкин, возможность выражать свои эмоции и мысли через образы идеального, возвышенного. «К морю» — яркий образец этого направления.
Стихотворение было написано в 1824 году, когда Пушкин в последний раз увидел море перед двухгодичной ссылкой в Михайловское. Томимый тоской, поэт пишет первоначальный вариант лирического произведения, позже он добавляет строфы о Наполеоне и Байроне. Море для Пушкина — «свободная стихия», символ той свободы, которую невозможно заковать в цепи или отправить в ссылку.
В своем стихотворении он прощается с морем, а вместе с ним и со своей свободой. Лирический герой поет гимн морю: …Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой… …Смиренный парус рыбарей Твоею прихотью хранимый. Скользит отважно средь зыбей: Но ты взыграл, неодолимый, И стая тонет кораблей. В стихотворении появляются образы двух великих людей: Наполеона и Байрона.
Поэт проводит аналогию между своей судьбой и судьбой Наполеона, который оказался узником на острове Святой Елены. Примечательно, что, уже познав горечь гонений, Пушкин использует в своем стихотворении так называемый «эзопов язык». Он не называет остров, на котором «угасал Наполеон», а, используя перифраз, намекает нам на то, что имеется в виду: …Один предмет в твоей пустыне Мою бы душу поразил. Одна скала, гробница славы…
Там погружалась в хладный сон… …Там угасал Наполеон. О Байроне также не говорится напрямую. Но, памятуя, о том, что английский поэт умер в год написания стихотворения, мы понимаем, что речь идет о нем. С образом Байрона связан еще один немаловажный мотив стихотворения: невозможность лирического героя слиться с природой, морской стихией, океаном, невозможность стать таким же свободным: Ты ждал, ты звал… я был окован; Вотще рвалась душа моя Могучей страстью очарован, У берегов остался я. Кульминационным моментом в стихотворении можно считать тринадцатую строфу.
В ней поэт высказывает свое мнение о власти: …Судьба земли повсюду та же: Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран. Так как в основе стихотворения лежат размышления автора, то мы можем в жанровом отношении назвать произведение элегией. Четырехстопный ямб, которым написано стихотворение, ровное чередование мужских и женских клаузул, а также перекрестная рифма создают образ морских волн, неутомимо, в постоянном ритме набегающих на берег. Такая ритмика сбивается только один раз: в тринадцатой строфе.
Добавление всего одной лишней строки в четверостишие сразу выбивают строфу из всего стихотворения. Она становится подобна возгласу, внезапно оброненному автором. Кольцевая композиция стихотворения создается повторением темы прощания с морем в первом и предпоследнем стихах. Невозможно не обратить внимания на общую эмоциональную окраску произведения.
Большое количество восклицательных знаков указывает на высокий накал чувств поэта. Риторические вопросы акцентируют погруженность лирического героя в свой внутренний мир. Диалог с морем — это одновременно диалог с самим собой.
Удивительно, но во всем стихотворении Пушкин говорит о море не в среднем, а в мужском роде. В этом видится стремление поэта, во-первых, соотнести и сравнить себя с морем, а во-вторых, мужской род «наделяет» море суровым и могучим, «мужским» характером. В двух последних строфах лирический герой прощается с морем, пытаясь в последние минуты наполнить себя его силой, чтобы потом «слышать гул» в вечерние часы, чтобы забрать образ моря с собой, пронести его через пустыни и леса. После этих строк остается впечатление, будто поэт больше никогда не увидит водную гладь и поэтому прощается с ними навсегда.
Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышлениями поэта о своей судьбе изгнанника. Море близко и дорого Пушкину, потому что оно — живое воплощение мятежной и свободной стихии и мощи. Эти качества особенно привлекают поэта, ими же обладали Наполеон и Байрон, «властители дум» молодого поколения тех лет.
Несомненно, стихотворение «К морю» заняло свое достойное место в поэзии А. С. Пушкина, продолжило и развило тему свободы в вольнолюбивой лирике поэта.
Стихотворение А. С. Пушкина » К морю»