Стихотворение А. С. Пушкина «Поэт»
Прежде всего вспомним стихотворение, в котором А. С Пушкин обратился к высшему разуму; оно явилось как бы предвестником «Поэта»: И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты, И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты. Твоим огнем душа палима Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе серафима В священном ужасе поэт. Поэзия в представлении Пушкина существует не для услаждения избранных, она является могучим средством преобразования общества, ибо несет людям идеалы добра, справедливости и любви. Поэт может вести обычный образ жизни, но наступает момент, когда он отказывается от «суетного света», от мелочных проблем светской жизни и приступает к выполнению своего предназначения.
Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботы суетного света Он малодушно погружен… Пожалуй, один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, — это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям?
Какова ее роль? Достаточно ли обладать стихотворным даром, чтобы стать поэтом? Эти вопросы глубоко волновали Пушкина. Его размышления на эту тему нашли полное и многостороннее воплощение в его стихах. Видя несовершенство мира, поэт задумывается над тем, можно ли изменить его средством художественного слова, кому дается «судьбой витийства грозный дар».
Он не забывает о том, что в его руках «святая лира», которая только временно молчит: Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он. Наступает момент истины, «божественный глагол» пробуждает творческие силы, поэт преображается, «тоскует он в забавах мира, людской чуждается молвы…», он глас народный и народный «Пророк». Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел. Теперь он враг тех, кто угнетает народ.
Самодержавие не кумир для него. Он самодостаточен и «к ногам народного кумира не клонит гордой головы». Стихотворение «Поэт» не заканчивается бегством того, кого коснулся «божественный глагол». Не зря же там стоит многоточие: Бежит он, дикий и суровый, И звуков и смятенья полн, На берега пустынных волн, В широкошумные дубровы…
На самом деле поэт не бежит, а вступает в бой с тем, что считает несправедливым. Вся творческая жизнь Пушкина явилась ярким свидетельством верности его мыслей. Его вольнолюбивая поэзия протестовала против угнетения народа, призывала к борьбе за его свободу.
Она поддерживала дух ссыльных друзей-декабристов, внушала им мужество и стойкость. Пушкин очень емко и лаконично сказал о смысле и цели своей поэзии, видя свою основную заслугу в том, что, подобно поэту-пророку, пробуждал в людях доброту, милосердие, стремление к свободе и справедливости. Поэтому, соприкоснувшись с гуманистической пушкинской поэзией, мы ощущаем потребность стать лучше, чище, учимся видеть вокруг красоту и гармонию.
Значит, поэзия действительно способна преобразовать мир.
Стихотворение А. С. Пушкина «Поэт»