Стихотворение Анчар
Стихотворение «Анчар» один из самых ярких примеров философской лирики Пушкина, которую составляют стихотворения, где поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем. В отличие от многих других стихотворений поэта, в «Анчаре» присутствует сюжет. По своей форме и содержанию оно более всего походит на стихотворную притчу, в которой раскрывается природа рабства и тирании в человеческом обществе, а также природа и источник существующего в мире зла. Образ Анчара, возникающий в первых строчках стихотворения, безусловно, метафоричен. Анчар — это воплощения мирового зла, его символ.
Природа, мудрая и прекрасная, его «в день гнева породила», но вместе с тем позаботилась и о том, чтобы живые существа обходили это дерево как можно дальше: «К нему и птица не летит, И тигр нейдет…» Однако миру природы резко противопоставлен мир людей, идея всеразрушающего человеческого своеволия: «Но человека человек Послал к анчару властным взглядом; И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом». Пушкин намеренно воздерживается от введения противопоставления властелин — раб. В этих строках оба действующих лица сознательно уравнены — «человека человек». При этом вина за то, что впоследствии зло выплеснулось в мир, одинаково лежит на обоих людях. На первом человеке — за то, что он послал другого к анчару «властным взглядом», а на другом — за то, что «послушно в путь потек».
Только при наличии рабства, которое гнездится в душе человека, возможна тирания. Результатом «послушности» и «природного» рабства является то, что «…царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы». Для придания большей выразительности Пушкин пользуется такими выразительными средствами, как метафоры ; эпитеты ; олицетворения . Таким образом, стихотворение является своего рода философской аллегорией ответственности всех и каждого за то зло, которое творится на свете. И вина раба здесь ничуть не меньше, чем вина властителя.
Рабство — лишь оборотная сторона тирании, и существовать они могут только вместе. До тех пор, пока есть рабы, будут и властелины, и именно рабство души, внутренняя несвобода в первую очередь поражают зло в мире. Рабство, по Пушкину, в первую очередь есть состояние неестественное, чуждое мудрой природе, существующей по гуманным законам Творца.
Зло порождает человек, пытаясь идти против законов бытия и устанавливая свои собственные правила и законы в мире, который не им создан и не ему принадлежит.
Стихотворение Анчар