Стихотворение Б. Л. Пастернака «Про эти стихи»
Истоки творчества любого поэта следует искать в его детстве и юности. Борис Леонидович Пастернак был выходцем из семьи интеллигентной, не понаслышке знакомой с искусством. Какие известнейшие композиторы, литераторы, художники были вхожи в дом его отца! Лев Толстой, Серов, Врубель, Коровин, Скрябин — вот неполный перечень людей, на общении с которыми вырос молодой Пастернак. Он впитал в себя атмосферу творчества, и произведения этих мэтров русской культуры заронили в душу юноши искру жажды творчества, любви к прекрасному.
Поэтому невозможно до конца истолковать стихотворение Б. Л. Пастернака «Про эти стихи», не зная его биографии. Не будет ошибкой замечание, что лирический герой произведения и есть сам автор. Эта теория подтверждается и тем, что повествование ведется от первого лица: На тротуарах истолку С стеклом и солнцем пополам. Зимой открою потолку И дам читать сырым углам.
К кому же обращается лирический герой? Любопытно отметить, что Пастернак одушевляет в своем произведении природу и окружающие его вещи, делая из них своих собеседников. В произведении четко прослеживается тема одиночества, оторванности от окружающей действительности. Но, тем не менее, герой не одинок — предметы вокруг него наделены какой-то тайной и необъяснимой жизнью.
И вот уже: Задекламирует чердак С поклоном рамам и зиме. К карнизам прянет чехарда Чудачеств, бедствий и замет. Лирический герой полностью погружен в странный и удивительный мир — мир поэзии. Для него не существует больше мертвых предметов, они наделены душой, способностью разговаривать.
Они все пронизаны поэзией, стихотворения витают в них. В этом произведении очень необычно раскрывается Пастернаком тема природы. Герой поэтизирует не только живую природу , но и предметы повседневной человеческой жизни . Живая и неживая природа переплетаются и смешиваются: На тротуарах истолку С стеклом и солнцем пополам.
Ясно прослеживается тема зимы: Буран не месяц будет месть. Концы, начала заметет. Нужно отметить, что это время года очень символично в творчестве Пастернака. Образ зимы несет на себе большую мистически-религиозную нагрузку, неслучайно же упоминание величайшего христианского праздника Рождества Христова: «Галчонком глянет Рождество». Такой оксюморон характеризует манеру писателя говорить о великом через малое, обычное, повседневное.
Он ставит на одну планку чудо рождения Спасителя и маленького галчонка. Зима как время действия выбрана неслучайно. Это время уединения, размышлений, изоляции. Так и лирический герой добровольно отгораживается от окружающего, уйдя с головой в мир «этих стихов».
Он потерялся, он уже вне времени: Какое, милые, у нас Тысячелетье на дворе? Композиционно стихотворение очень красноречиво. Его можно условно разделить на две части, которые как бы разграничивают два мира — мир реальный и мир поэтический. В первых трех четверостишиях герой находится в добровольной изоляции, и тут вдруг он просыпается от своего поэтического сна.
Но окружающий мир кажется ему еще зыбким, не до конца реальным: Внезапно вспомню: солнце есть; Увижу: свет давно не тот. Что же его пробудило? Может быть, Рождество, «галчонком глянувшее» в окошко? Однозначно нельзя ответить на этот вопрос. И вот пробудившийся от забвения лирический герой с удивлением оглядывается, находя окружающий мир не менее прекрасным, чем изысканный мир поэзии: И разгулявшийся денек Откроет много из того, Что мне и милой невдомек.
И реальный мир содержит множество загадок и тайн, и в нем есть глубинная поэзия. Нужно только ее увидеть. Сам поэтический размер имеет отдельную ценность в этом стихотворении.
Ямб, осложненный пиррихием, придает ему особую размеренность, ритмичность, как будто бы автор декламирует его вслух. Мы находим и упоминание, каких же именно поэтов и писателей читает герой произведения: Пока я с Байроном курил, Пока я пил с Эдгаром По? Из этих строчек видно, что герой настолько сжился с их произведениями, что считает их своими ближайшими друзьями, он опьянен их искрометным талантом, как дорогим утонченным вином: Я жизнь, как Лермонтова дрожь, Как губы в вермут окунал.
Дочитав стихотворение до конца, понимаешь, что автор не говорит нам о преимуществе мира поэзии перед миром реальности или наоборот. Два этих мира идут бок о бок, они равнозначны и для поэта едины. Ибо только поэт наделен волшебной способностью шагать из одного мира в другой!
Стихотворение Б. Л. Пастернака «Про эти стихи»