Стихотворение Блока «На железной дороге»
Тема Родины явилась основной в творчестве Александра Блока. В письме к К. С. Станиславскому Блок пишет: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь». Для Блока тема Родины стала наиболее важным, самым жизненным и самым реальным вопросом его жизни.
Менялись мировоззрение поэта, его привязанности и взгляды, неизменной оставалась лишь любовь к Отечеству. Стремясь вступить в широкий и суровый мир, заключающий в себе ту подлинную и высокую правду, к постижению которой стремился А. Блок на протяжении всего своего творческого пути, поэт создает цикл «Родина», едва ли не вершинный цикл не только третьего тома, но и всей поэзии А. Блока. К самым различным аспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом цикле. «Родина» для Блока — понятие настолько широкое, что он посчитал возможным включить в цикл и стихотворения сугубо интимные и стихотворения, прямым образом связанные с проблематикой «страшного мира» . Стихотворение А. Блока «На железной дороге» датировано 14 июня 1910 года.
В нем автор повествует о женщине, попавшей под колеса поезда: Под насыпью, во рву некошеном, Лежит и смотрит, как живая… В этом произведении А. Блок отождествляет тяжелую, безрадостную судьбу родины с судьбой русской крестьянки, а это значит, что с понятием родины он связывает образ женщины. А. Блок не дает социальной характеристики девушке.
Его героиня не показана как определенный тип, да и история ее любви темна. Мы не можем представить ее жизнь, перед нами только тревога за человека: Тоска дорожная, железная, Свистела, сердце разрывая… Да что давно уж сердце вынуто!
Стихотворение проникнуто горечью и болью. Женщина создана для того, чтобы любить и быть любимой. Но если судьба распорядилась иначе, и быт раздавил ее, то чья в том вина? Судьба женщины в лирике Блока всегда трагична, а ведь по положению женщины можно судить о жизни общества и страны в целом.
Однако и в монотонных буднях мелькает надежда: Лишь раз гусар, рукой небрежною, Облокотясь на бархат алый, Скользнул по ней улыбкой нежною… Эта картина — контраст с унылой повседневностью. Незначительное событие оживило мечты героини, напомнило, что где — то есть другая, лучшая жизнь. Лучшей жизнью для А. Блока была новая, юная Россия.
На нее он возлагал надежды, для нее находил самые необыкновенные слова, переплетая в своих твореньях образы родины и женщины. К стихотворению «На железной дороге» обращаются те блоковеды, кто рассматривает путь поэта как целенаправленное движение от символизма к реализму. И в самом деле, в стихотворении немало жизненных реалий . К тому же сам автор снабдил его примечанием: «Бессознательное подражание эпизоду из «Воскресения» Толстого: Катюша Маслова видит в окне Нехлюдова на бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса». Блок главным образом описывает годы «чинного шествия» России, но два четверостишия, первое и последнее, возвращают читателя к суровой действительности.
Реалистичность — основная черта этого стихотворения. Казалось бы, и знаменитая строфа: Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели, — тоже подтверждает гипотезу о «реалистичности» стихотворения. Но как раз здесь мы видим признаки не привычной реалистичности, а емкого символического образа.
Синие, желтые, зеленые вагоны — не просто реальные приметы идущего поезда, а символы по-разному сложившихся человеческих судеб. Одни люди богатые, другие бедные: цвет вагонов отображает положение людей в обществе. Каждый день проносятся все те же поезда, и это навевает тоску и грусть. В окнах мелькают все те же сонные лица: Вставали сонные за стеклами И обводили ровным взглядом Платформу, сад с кустами блеклыми, Ее, жандарма с нее рядом Люди смотрят на мир сквозь пыльные, грязные стекла вагонов и, кажется, одаривают эту девушку «улыбкой нежною», все равно через секунду будут уже далеко: «Скользнул — и поезд вдаль умчало». Символичен и образ героини.
Мы не знаем о ней ничего, кроме того, что она испытала крушение надежд на возможное счастье. И когда мы возвращаемся к первой строфе, невольно думается: не сама ли поруганная, «раздавленная» Россия предстает в образе несчастной девушки? Ведь у А. Блока она нередко предстает в облике женщины в цветастом или узорном платке. Глубокий символический смысл стихотворения не исключает и такого прочтения.
В стихотворении «На железной дороге» можно отыскать множество других символов. Символом пути — судьбы выступает железная дорога. Изображая непрерывные вереницы пассажирских вагонов, Блок задает тему дороги, жизненного пути человека.
Люди постоянно переходят из вагона в вагон, кому — то сопутствует удача, кто — то терпит горечь поражения. Жизнь людей проходит в постоянном движении. Поезд, паровоз, станция — символ этапа или момента пути. Но путь, дорога еще и предвестники исхода, к которому каждый человек движется, как к обрыву. Может быть, поэт воспринимал этот исход как смерть старой России и рождение новой, которую весь народ ждал с нетерпением.
Железная дорога — это знак страшного мира, безжалостного к людям. В большей части стихотворения поэт пишет о прошлом, но оно неразрывно связано с настоящим. Интересна и цветовая гамма стихотворения. Цвет поэзии Блока — средство выражения эмоциональной оценки, отношения к образам.
По цветовой гамме первое и последнее четверостишие практически не содержат красок, они бесцветны. В прошлом, в другом мире — иной колорит. Здесь и «яркие глаза» набегающего поезда, и нежный, живой румянец на щеках этой девушки, и многоцветие вагонов , Синий — цвет неба, возвышенный — вагоны для богатых, желтый — яркий, режущий глаза цвет тепла и в то же время болезни — средний класс, а зеленый — цвет травы, близости к земле — вагоны третьего класса. Примечательно, что вид с платформы совершенно иной, нежели вид из-за стекол вагонов.
Изнутри мир виден в блеклых, бесцветных тонах. Единственный яркий, резкий цвет в вагоне — алый. Он может символизировать кровь, раздражение, агрессию и жестокость этих людей.
Снаружи растут лесные деревья, за лесом — длинная платформа, на ней — навес. Цветовая гамма не приглушенная, но довольно спокойная. Зеленый цвет деревьев, по-видимому, синяя форма жандарма и, скорее всего, деревянная платформа. Блок намеренно не дает «цветовых» определений к некоторым словам, предоставляя читателю возможность в собственном воображении представить эту картину.
В стихотворении автор использует прием обратного повествования, то есть начинает с гибели героини, трагедии, постепенно раскрывая предшествующие события. Самый часто встречающийся в стихотворении художественный прием — эпитет . Они помогают живо представить себе явление, предмет, почувствовать отношение автора к нему. «Пустынные глаза вагонов» — словосочетание, в котором соединены две метафоры, создающие один целостный образ. В стихотворении встречается сравнение: «Лежит и смотрит, как живая…» Из стилистических фигур, используемых поэтом, невозможно не отметить анафору: Скользнул по ней улыбкой нежною…
Скользнул — и поезд вдаль умчало… Так много отдано поклонов, Так много жадных взоров кинуто… Наиболее часто используется Блоком аллитерация «свистящих», звенящих звуков «ж», «з», «с»: Так мчалась юность бесполезная, В пустых мечтах изнемогая Тоска дорожная, железная Свистела, сердце разрывая. Она усиливает звуковые ощущения от шума и свиста вагонов.
В стихотворении «На железной дороге» очень много многоточий, это указывает на фрагментарность ситуации, на возможное продолжение эмоций и чувств поэта. Поэзия Александра Блока обогатила русскую литературу. Валерий Брюсов так отзывался о поэзии Блока: «Блок не повторяет чужих тем, но с бесстрашной искренностью черпает содержание своих стихов из глубины своей души…»
Стихотворение Блока «На железной дороге»