Стихотворение И. А. Бунина «Ночь»
Из опыта анализа поэтического текста на уроках в 11-м классе
При всем обилии в литературоведении различных вариантов анализа стихотворений все же нет четких его канонов. Цель анализа поэтического текста — понять замысел, идею автора, прийти к ней через осознание необходимости применения автором тех или иных художественных средств в конкретном стихотворении.
Утвердившийся в свое время традиционный подход к анализу поэтического текста требует от учащихся умения в самом начале анализа называть тему стихотворения и его идею, основываясь на собственных читательских ощущениях. И, сформулировав идею и тему, ребята начинают посредством анализа художественных средств доказывать ЭТУ идею, СВОЮ, возможно, и не совпадающую с идеей автора. Даже если и поможет им острое читательское чутье абсолютно точно определить авторский замысел, то все равно — зачем тогда весь дальнейший анализ текста? Ради чего?
Ведь вслед за автором они уже сказали главное, то, ради чего и само стихотворение, и художественные особенности!
Знаниевый подход к изучению литературы не дает возможности учащимся целостно воспринимать поэтический текст. Все составные части анализа стихотворения остаются для них скучными и зачастую непонятными тропами, фигурами, размерами… А главное — творческая деятельность здесь уже и не нужна, потому что нет места для интуиции, фантазии и вопроса: «Зачем автору понадобилось именно это средство, что он хотел этим сказать?»
Семилетняя работа с учениками по программе А. Г. Кутузова помогла мне еще раз убедиться, что только Деятельностный подход к изучению предмета может максимально развить у школьников необходимую компетентность. В рамках такого подхода у нас с ребятами выработался определенный алгоритм анализа стихотворения. Ученик, осваивающий такой алгоритм, начинает осознавать, что анализ поэтического текста — не цель, а увлекательный путь к постижению авторской истины.
В индивидуальной и групповой деятельности открываются для него новые уровни авторского замысла, новые грани поэтического текста, богатые возможности художественных средств.
Самый главный вопрос, который я ставлю перед учениками, — ЗАЧЕМ? Зачем автору понадобились именно эти художественные средства, именно такая композиция и именно такая система стихосложения? Какой глубинный смысл таится за каждым элементом стиха?
Какая самая главная авторская мысль постепенно открывается нашему пониманию?
Поиск ответов на эти вопросы сначала лучше делать коллективно, вместе с учителем, затем — в группах или индивидуально. Групповая работа позволяет ребятам не только полно ответить на вопрос, но и научиться эффективно взаимодействовать в процессе общения. Группоцентрированный подход, используемый учителем, позволяет ученикам ощущать себя главными участниками учебного процесса, распределять деятельность и ответственность членов группы между собой, давая возможность всем в группе быть эффективными и успешными.
Каждая группа выполняет определенный объем задания, касающийся части анализа текста. Постепенно на доске выстраивается общая таблица, которую заполняют группы по мере готовности у них материала, выписывая из него в эту таблицу краткую информацию. В левую колонку таблицы помещается собственно анализируемый текст, а в правую — все то, что определяет истинный, глубинный смысл произведения; причем чем ближе ученик подходит к истинному замыслу поэта, тем чаще будут повторяться фразы и предложения в правой колонке, и ученику легче будет определить идею автора.
Частично группа может подготовиться дома, если задание слишком объемно и необходимо поработать с источниками. Конечно, и состав групп, и задания постоянно меняются.
Работа каждой группы оценивается ребятами всех групп по критериям, определенным учителем и учениками, критерии могут добавляться и усложняться по мере овладения учениками определенными знаниями. Одним из важных критериев оценки выступления группы считаю критерий «единый текст»: приобретается навык соединения всей информации в логичный текст. А это одна из самых трудных задач в процессе работы над поэтическим текстом.
Сочинение по теме «Анализ поэтического текста» — венец многолетней работы учителя и ученика, сплетенный из понимания, ощущений, интуиции и логики.
Приведу пример коллективной работы одиннадцатиклассников над анализом стихотворения И. А. Бунина «Ночь» и текст Сочинения ученицы 11-го класса школы № 17 г. Дальнегорска Приморского края Ухановой Натальи.
Задания группам
1-я группа. Название стихотворения. Образ лирического героя.
2-я группа. Композиция стихотворения. Сюжет.
Образная система.
3-я группа. Тропы и фигуры, используемые в тексте.
4-я группа. Историко-географический антураж. Ассоциации.
5-я группа. Метрика. Рифма.
6-я группа. Фоника. Интонация.
Литературное понятие и его роль в стихотворении
I. Название стихотворения
Ночь — 1. Часть суток от вечера до утра . 2. Самая таинственная часть суток, время загадок, тайн и любви.
Зачем?
Таинственность, неизвестность, угасание дня, время перед рождением нового.
II. Лирический герой ищет «сочетанья прекрасного и вечного». Его глаза, как и «мирьяды глаз» других людей, следят за вечными звездами. Вспоминает о ночи любви, «когда весь мир любил я для одной!»
Зачем?
Человек, познающий любовь, понимает, что она — часть вселенской любви. Истинная Любовь — это прикосновение к вечности.
III. Композиция стихотворения
Композиция стихотворения кольцевая; первая и последняя строфы обрамляют стихотворение.
В кульминационной строфе свет «столпом стеклянным» пронизывает вечность.
Хронотоп стихотворения: от настоящего — к прошлому — и опять к настоящему; в центре прошлого — мгновение настоящего.
Зачем?
В кольце вечности все повторяется, все выходит на круги своя. И что-то в виде «светлой полосы» пронизывает вечность, как луч света; тот стержень, на котором держится мир.
Время не имеет четких границ, оно переплетено: прошлое существует в нашей памяти в виде реальности. Но есть что-то, что всегда истинно, то есть настоящее.
IV. Сюжет
Лирический сюжет стихотворения отражает поиски лирическим героем «прекрасного и вечного».
«Мирьяды глаз» смотрели на царственные звезды, пытаясь познать мир. Во все века влюбленные обращали свой взор к вечным звездам. И все то, что было когда-то центром цивилизации, исчезает, превращаясь в «пески среди молчанья».
Лирический герой, рассуждая о бренности земного мира, понимает, что только любовь «связует нас с отжившими», только она вечна и всегда жива.
Зачем?
Все на земле преходяще, все умирает, рождая новое. И только одно — любовь — живет вечно, на ней держится Вселенная.
V. Образная система
Образ лирического героя гармонично сочетается с элементами образной системы стихотворения:
тихой, тайной ночью; царственными звездами, несущими тайную информацию; зеркалом воды; влюбленными, наблюдающими за вечными звездами.
Зачем?
Во все времена человек пытался понять смысл вселенской жизни, свою причастность к истине. Человек — это часть мироздания, но он одинок в своем познании любви.
VI. Тропы
Сравнения:
«Столпом стеклянным светит полоса» «Как письмена, мерцают в тверди синей
Плеяды, Вега, Марс и Орион»
«Как ныне я, мирьяды глаз следили
Их древний путь»
Все… исчезли в ней, как след среди песков»
Зачем?
Звезды — носители манящих тайн вечности.
Человек, чувствуя свою причастность к вечному, пытается разгадать его сущность.
Все в мире преходяще.
Метафора:
«в зеркале воды»
Зачем?
Символ вечности; мироздание, глядящее в себя.
«их теченье над пустыней» «море… сыплет… пыль»
Зачем?
Звездные реки как реки жизни.
Все в мире исчезает, превращаясь в пыль и песчинки, маленькие частички общего.
Метонимия:
«мирьяды глаз следили»
Зачем?
Во все века завороженные взгляды людей следили за звездами.
Эпитеты:
«царственных имен» «…нежных и любивших,
И девушек, и юношей, и жен»
«над бледной сталью» «ночи звездной» «туманной и обманчивой мечтой»
Эпитетов в тексте немного, но все они точные, четкие, звучные, подчеркивающие основные признаки сущего.
Зачем?
Это мечта о любви.
VII. Фигуры
Синтаксический параллелизм:
«Пусть я живу мечтою бесполезной,
Туманной и обманчивой мечтой…» «Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и тайного, как сон…»
«Люблю ее за счастие слияния
В одной любви с любовью всех времен!»
Зачем?
Смысл жизни для лирического героя — поиск «прекрасного и вечного» — любви.
Повторение:
«Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного»
«Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и тайного, как сон»
Зачем?
Человек всегда находится в поиске того «прекрасного и вечного», без чего жизнь не имеет смысла. Но даже познанная любовь остается для него тайной. Начало и завершение жизни — в познании любви.
VIII. Историко-географический антураж
«Их было много…
Ночей и звезд, прозрачно-серебривших
Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон!»
«Над бледной сталью Понта
Юпитер озаряет небеса…»
Евфрат и Нил — реки жизни.
Мемфис и Вавилон — древние столицы великих государств.
Зачем?
Звезды всегда освещали великие земные дела. Творение рук человека — не вечно, вечно лишь то, что принадлежит вечности.
IX. Ассоциации — тот прием в данном стихотворении, на котором построен весь текст.
Ассоциативные ряды:
Поиски прекрасного и вечного — вижу ночь: пески и звезды — глаза влюбленных всегда следили за звездами в ночи — и снова ночь — была такая же ночь, ночь любви — вечная мечта о любви.
Зачем?
Смысл жизни — в любви, в счастье «слиянья // В одной любви с любовью всех времен!»
«Прекрасное и вечное» — это любовь.
X. Метрика
Стихотворение написано четким, торжественным пятистопным ямбом с пиррихием:
Ищу я в этом мире сочетанья Прекрасного и вечного. Вдали Я вижу ночь: пески среди молчанья И звездный свет над сумраком земли.
Пятистопный ямб — пульс стихотворения; пиррихий выделяет важные в смысловом отношении слова: «сочетанья» — «прекрасного и вечного» — «над сумраком земли».
Зачем?
Ритм звездной вечности.
Пульс жизни: всплески любви и пропадающие и неясно выраженные черты бесконечности.
XI. Рифма
Все рифмы в тексте точные, усиливающиеся опорными согласными: П Онт А — гориз Онта ; небе Са — поло Са.
Зачем?
Четкий, равномерный ритм жизни.
В каждом стихе — сочетание женской и мужской рифм, как переплетение женского и мужского начал:
…следили
…веков
…светили
…песков
Зачем?
Постоянные и мгновенные моменты жизни.
Пульсация жизни — в чередовании мгновений на фоне таинственной Вечности.
Из 36 строк стихотворения только 12 закрытых рифм, остальные открытые.
Рифма перекрестная: a b a b
XII. Фоника
Аллитерация: ш, ч, щ
Но Ч Ь, мол Ч Анье, не Ж Ных и любив Ш Их, прозра Ч Но-серебрив Ш Их…
Зачем?
Загадочность, таинственность, «шелест» Бытия.
Ассонанс: преобладание звуков
И
Зачем?
Бесконечность, открытость мироздания.
, , ,
Зачем?
Искрящиеся мгновения жизни.
преобладает только в трех строках:
1. — , возвращение к настоящему моменту.
2. — , связь настоящего с прошлым.
3. — последняя строфа, утверждающая главную мысль автора.
Зачем?
Только любовь, властительница ночи, вечная и прекрасная, способна соединить мгновения жизни в вечность.
Герой утверждает непреходящую силу любви.
XIII. Интонация
Интонация стихотворения лирическая, с повышением голоса во 2-й, 4-й, 8-й, 9-й строфах. Интонационный всплеск достигает максимальной высоты в последней строфе стихотворения.
Восклицательные предложения в этих строфах имеют важный философский смысл, каждое из этих предложений содержит слово «любовь» в различных его формах , а в последнем — трижды повторенное — утверждение: «люблю», «любви», «с любовью».
Зачем?
Любовь — то главное и единственное, в чем заключается смысл жизни человека!
Анализ стихотворения И. А. Бунина «Ночь»
Наталья Уханова, 11-й класс, школа № 17, г. Дальнегорск
Стихотворение И. А. Бунина «Ночь»