Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта»
Лермонтов — достойный приемник Пушкина. Эпоха Лермонтова — это 30-ые годы 19-го века, время отсутствия в обществе высоких духовных и нравственных идеалов, отсутствие примера для молодого поколения, ориентира в жизни. В конце января 1837 года, получив известие о трагической гибели Пушкина, Лермонтов отозвался на это ужасное событие стихотворением «Смерть поэта». Это яркий образец его гражданской лирики.
В стихотворении дан отклик на великую утрату, понесенную его родиной. В этом произведение преобладает мотив свободы, протеста против окружающей действительности. Произведение можно поделить на две части. В первой отразились мотивы печали, грусти, тоски по безвременно ушедшему из жизни великому поэту: Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!..
В первых четырех строках Лермонтов обвиняет в гибели поэта окружающих его людей: Не вынесла душа поэта Позора, мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде…и убит! Общество слишком мелко для того, чтобы понять, какой светоч находится рядом с ними, но поэт не может мириться с этой мелочностью. Он один восстает против всех и… убит. Здесь мы явно видим характерный для Лермонтова мотив одиночества человека, посвятившего себя творчеству.
Толпа не любит гениев, боится пророков, а именно таким значением Лермонтов, вслед за Пушкиным, наделял пиитов: Что ж? Веселитесь… — он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок. Лермонтов создает и образ убийцы, не называя его имени. Но всем нам известно, что за этим образом стоит реальный человек. Автор, безусловно, имеет в виду Дантеса: Его убийца хладнокровно Навел удар… спасенья нет: Пустое сердце бьется ровно.
В руке не дрогнул пистолет. Лермонтов с презрением описывает убийцу гения. Символично то, что автор наделяет его «пустым сердцем». Лишь человек без души мог осмелиться поднять руку на «солнце русской поэзии». Никакое невежество не может служить оправданием убийце: Не мог щадить он нашей славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал!..
Лирический герой превозносит поэта, наделяет его такими качествами, как простота, искренность. Внутренний мир творца несоизмеримо выше мелких дрязг толпы. Свет, окружающий гения, Лермонтов называет «завистливым и душным».
Это мир, наполненный «клеветниками ничтожными». Символичны такие строки стихотворения: И прежний сняв венок, — они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него: Но иглы тайные сурово Язвили славное чело. Здесь явно видна перекличка с библейскими мотивами.
Лермонтов уподобляет погибшего поэта Иисусу Христу. Он пришел в мир, чтобы нести добро, свет, правду людям. И вновь, как и в Библии, его не признали. Пиита погубила людская зависть, ненависть, лживость. Чистая душа пророка не смогла вынести всей окружающей грязи: Отравлены его последние мгновенья Коварным шепотом насмешливых невежд, И умер он — с напрасной жаждой мщенья, С досадой тайною обманутых надежд.
Лирический герой полон горести и скорби по поводу безвременной кончины великого гения. Он мертв, и из его уст не донесется более ни единого звука. Замолк голос провидца.
Какую смелость нужно было иметь, чтобы обвинить в таких прегрешениях людей, явно наделенных немалой власть! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Как всегда, высокопоставленные чины пытаются ограничить мышление гениальных людей. Но что такое поэт без свободы?
Человек не может творить, ограничивая свои мысли. Лермонтов с явной горечью обвиняет гонителей Пушкина, для которых не существует земных законов: «Пред вами суд и правда — все молчи!» Но лирический герой напоминает им, что есть еще и божий суд, который будет истинным и праведным. И тогда им не избежать небесной кары: Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли и дела он знает наперед. Эпитет «грозный суд» помогает нам увидеть то, что автор уповает на высшую кару, высшую справедливость. В стихотворении преобладает четырехстопный ямб, но стихотворный размер не постоянен, он меняется в зависимости от того, как меняется настроение автора.
В начале это отчаяние и крик, затем — осознанная горечь, и в последней части — пафос обвинения. Стихотворение «Смерть поэта», разошедшееся в тысячах рукописных экземпляров, произвело огромное впечатление на читателей. Один из современников так передает впечатление, произведенное на него и его товарищей: «Мы читали и декламировали его с беспредельным жаром…
Мы волновались, приходили в глубокое негодование, пылали от всей души, наполненной геройским воодушевлением, готовые, пожалуй, на что угодно,- так нас поднимала сила лермонтовских стихов, так заразителен был жар, пламеневший в этих стихах».
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта»