Стихотворение С. А. Есенина «О красном вечере задумалась дорога…»
Музыкальность речи достигается стихосложением. Стихосложение есть искусство так подбирать и располагать слова, чтобы их высокие и низкие слоги, т. е. слоги с ударением и без ударения, следовали друг за другом в определенном порядке. Как все вроде бы просто, если смотреть на словарное определение поэзии. И как сложно, если попробовать самостоятельно написать стихи Не рифмованные строчки, а стихи, в которых и музыка, и чувства, и философия, и все человеческое, и чуточку еще чего-то, что не постичь сразу.
Сергей Есенин. В самом звучании этого имени слышны певучесть, музыка родных раздолий, шум зеленых дубрав. Страна березового ситца» породила яркого, самобытного поэта, воспевшего в своих удивительных стихах ее синие озера, малиновую ширь полей, желтые дороги, седые вербы.
Есенин создает зримые поэтические образы заросшего пруда, поля, белого сада. Сколько добра, красоты, любви к родным местам слышится в стихах поэта! «О красном вечере задумалась дорога, кусты рябин туманней глубины…» — даже дорога у него живая, задумчивая. И кусты осенней рябины будто отражаются в глубине пруда.
А изба и вовсе — бабушка: «…Изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины». Каждая строчка его стихов — это признание в любви родным полям, березкам, перелескам. Отними у Есенина эту любовь — и он погибнет, ведь поэт живет и дышит родиной.
Немногие поэты так видят, чувствуют красоту родной природы, как Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, хоть и неярки, незатейливы ее краски. Есенин сумел передать в своих стихах ширь, бескрайность деревенской России: Осенний холод ласково и кротко Крадется мглой к овсяному двору; Сквозь синь стекла желтоволосый отрок Лучит глаза на галочью игру. Нет сомнений, что «желтоволосый отрок» — это юный Сережа Есенин, глаза его остались лучистыми на всю жизнь. Не все радует взор поэта в старой деревенской Руси, но она гораздо ближе Есенину, чем новая индустриальная Россия.
Он с тревогой и болью переживал ломку привычного уклада жизни, называя себя «последним поэтом деревни». Отсюда и появление в его лирике грустных ноток, страха перед деревней, меняющей свое лицо: «Кому-то пятками уже не мять по рощам щербленный лист и золото травы…» , В зарисовках старой деревенской Руси у Есенина сквозят не только радостнее, но и грустные тона. Источник их таится в самой действительности — тяжелой, нищей, отсталой жизни деревни с ее ветхими, сиротливо прячущимися избами, заброшенными церквушками.
И тогда в стихах Есенина преобладает тихая, «плакучая дума», возникают унылые, тусклые пейзажи. Но в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога…» все благополучно, пасторально. Лучшие времена из детства вместе с «нежно охающей» соломой из ячменя пережевывает «кивающая» корова, как сочную жвачку воспоминания поэта. Есенин никогда не отделял своей судьбы от судьбы родины и народа на крутом повороте истории. Он мог, как многие русские поэты, найти приют в какой-нибудь «благополучной» стране, обзавестись поклонниками и поклонницами — и прощай, «немытая Россия», с которой еще неизвестно что будет.
Но нет, Сергей Есенин предпочел написать вот эти строчки, которыми хочется закончить сочинение: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
Стихотворение С. А. Есенина «О красном вечере задумалась дорога…»